По итогам 2019 года рынок в целом увеличится на 8%, в следующем году, как прогнозируют аналитики, — лишь на 4%. Чем объясняется такая тенденция, поясняют эксперты аналитической компании «Альфа ресерч и маркетинг» (AlphaRM).

Структура рынка и закупок

Последние несколько лет структура российского фармацевтического рынка не менялась: розничный сегмент составлял примерно 70% в рублях. Теперь же, впервые за много лет розничный сегмент снижается, и сегодня он составляет 66% в национальной валюте. При этом в натуральном выражении розничный сегмент составляет около 85% рынка – в аптеках продается 85% всех упаковок, обращающихся на рынке.

Государственный сегмент рынка, соответственно, составляет чуть больше 33% в рублях. Это – льготное лекарственное обеспечение по программе ВЗН, федеральные и региональные льготы, клинический сегмент (не только стационары, но и амбулатории) и целевой сегмент – все то, что не проходит по статьям льготного лекарственного обеспечения и не проходит через больничный сегмент. Сюда же входят национальный календарь прививок, федеральные целевые программы и ведомственные закупки (что нельзя включить в льготный или клинический сегменты).

По структуре закупок, в настоящее время на федеральный бюджет приходится 37% рынка, на региональный – 42%. При этом в клиническом сегменте 35% рынка приходится на больницы. Почти 50% – на льготное лекарственное обеспечение. Целевой сегмент составляет 16,4% рынка.

Драйверы роста

Основные драйверы роста госсегмента – Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» (70 млрд. руб.) и 5 новых нозологий из перечня высокозатратных нозологий (ВЗН), который был обновлен в 2019 году (дополнительно 10 млрд. руб.).

По оценкам AlphaRM, в программе по борьбе с онкологическими заболеваниями драйвер роста – фармпрепараты группы L1. В 2020 году госзакупки в этом сегменте увеличатся еще на 50 дополнительных млрд. руб.

На торгах продолжают лидировать электронные аукционы. Но если еще недавно в ходе электронных торгов закупалось более 90% препаратов, то теперь – меньше 90%.

Порядка 30% аукционов в этом году не состоялось из-за неправильно рассчитанной начальной цены в Едином справочнике-классификаторе лекарственных препаратов. В результате никто из дистрибьютеров просто не вышел на торги. И хотя позже торги все же были отыграны, объем поставок по пересекающимся позициям оказался в районе нуля.

Рейтинг фармкомпаний

Фармкомпании в рейтинге выглядят по-разному: кто-то сильно растет, кто-то демонстрирует нетипичное снижение — все зависит от маркетинговой политики самой компаний, считают эксперты.

Сегмент госзакупок растет, и лидеры сегмента показывают положительную динамику: 6 фармпроизводителей из 10 растут быстрее рынка в соответствии с бюджетом, заложенным на закупку лекарственных средств.

При этом российские компании чувствуют себя чуть лучше и по итогам 10 месяцев 2019 года показывают динамику +7%. Прирост иностранных компаний – всего 3%.

Один из основных драйверов роста – маркетинговые контракты, объем которых за последние 2 года вырос в 5 раз. Кто правильно выстроил маркетинг с аптечными сетями сейчас, до начала всеобщей маркировки фармпрепаратов, тот и получает результат, отмечают эксперты.

Динамика и прогнозы

По итогам 10 месяцев 2019 года прирост фармацевтического рынка России в денежном выражении составил 12%. При этом розничный сегмент вырос всего на 5%, а государственный – на 30%. В натуральном выражении тоже наблюдается прирост.

По оценкам AlphaRM, в ближайшее время рост отечественного фармрынка замедлится. По итогам 2019 года рынок в целом увеличится на 8%, в следующем году, как ожидается, – лишь на 4%. Розничный рынок вырастет по итогам 2019 года на 4% и на 2% в 2020-м. Драйвером роста будет оставаться государственный сегмент.

Динамика и прогнозы связаны в меньшей степени с перерегистрацией цен на ЖНВЛП и онлайн-торговлей, и в большей степени с маркировкой и доработкой Единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП).

«Все, что должно повлиять на динамику рынка, на снижение стоимости упаковки в рознице, на расчет референтных цен, так или иначе связано с этим справочником, – считает генеральный директор компании AlphaRM Анна Ермолаева. – Но пока нет его финальной версии, нельзя говорить ни о референтных ценах, ни о том, что будет по ним рассчитано».

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter