Аналитическая компания RNC Pharma представляет рейтинг аптечных сетей России по итогам I-III кв. 2016 г.


Российский фармритейл к осени 2016 подошёл преисполненный надежд и сомнений. Надежды касались, прежде всего, перспектив восстановления спроса на ЛП и парафармацевтическую продукцию – наступал высокий сезон. Более того, общая экономическая ситуация хоть и не предполагала безудержного оптимизма, но всё-таки имела определённые признаки стабилизации, за которой, по логике вещей, можно было ожидать рост. И, в общем, эти надежды оправдались – начало осени для фармацевтической розницы в целом оказалось вполне благоприятным.
Сомнения традиционно касались регуляторной активности, и здесь действительно нашлась масса поводов для раздумий. Во-первых, было предложено перевести ГУПы и МУПы на закупки в формате «закона о контрактной системе», со всеми вытекающими последствиями в отношении эффективности таких организаций и возможностей их конкуренции с коммерческими структурами. Во-вторых, к своему логическому завершению подошли «баталии» вокруг возможностей продажи ЛП через интернет – осталось только дождаться подписания и вступления документа в силу. Ну, и наконец, ритейл вместе с остальными участниками рынка продолжил недоумевать относительно перспектив внедрения новой системы маркировки ЛП.
При всём этом сетевой сегмент российского фармрынка продолжил активное развитие, за прошедший год доля компаний в топ-15 выросла с 24,8% до 32,9%. Не обошлось в III квартале без сделок, ребрендинга и очередных громких анонсов по завоеванию рынка.

Аптечная сеть Расположение центрального офиса Количество точек на 01.10.2016

Доля на рынке по итогам

I-III кв. 2016 г., %

ЛП не ЛП рынок в целом, без ЛЛО
Классические аптечные сети
1 АСНА1 Москва 3 509 5,9 5,1 5,7
2 Аптечная сеть 36,6 Москва 1 740 4,2 3,3 4,0
3 Ригла2 Москва 1 709 3,7 4,4 3,9
4 Аптеки, работающие под брендом Планета Здоровья Пермь 1 042 2,5 1,7 2,3
5 ГК Эркафарм (Доктор Столетов и Озерки) Москва 324 2,4 2,0 2,3
6 Радуга (включая Первую Помощь) С.-Петербург 1 155 2,4 2,0 2,3
7 ex Имплозия2 Самара 1 700 1,7 2,2 1,9
8 Фармакопейка - Твой Доктор Москва 847 1,6 1,1 1,5
9 Фармаимпекс2 Ижевск 577 1,5 1,6 1,5
10 Фармленд Уфа 705 1,4 1,5 1,4
11 Нео-Фарм Москва 301 1,4 1,1 1,4
12 Максавит (включая 36,7С) Н. Новгород 265 1,0 0,4 0,9
13 Аптека-Таймер Пермь 561 1,0 0,7 0,9
14 Мелодия здоровья Новосибирск 865 1,0 1,1 1,0
15 Самсон-Фарма Москва 64 1,0 1,3 1,1
Аптечные ассоциации3
1 Фармацевтическое партнерство Москва 3 687 6,1 4,5 5,8
2 ВЕСНА С.-Петербург 632 1,0 1,2 1,0
3 МФО С.-Петербург 618 0,9 1,1 1,0
4 Парнас Москва 301 0,5 0,4 0,4
5 Аптека.ру Новосибирск 13 523 0,3 0,9 0,5
6 ПроАптека2 Москва 240 0,3 0,3 0,3

1 - АСНА отнесена к группе классических аптечных сетей по причине более глубокого уровня интеграции бизнес-процессов по сравнению с сетями ассоциативного типа

2 - экспертная оценка

3 - позиции аптечных ассоциаций рассчитаны без учета пересечений участников ассоциаций между собой. Данный рейтинг показывает долю рынка, занимаемого объединением аптечных сетей и единичных аптек

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter