Перед российской фармотраслью стоят амбициозные задачи, среди которых идеей фикс является экспорт отечественных лекарств. По задумке властей, к 2030 году он должен увеличиться в 5 раз, что эквивалентно 3,8 млрд рублей. При этом нельзя забывать и о внутреннем рынке, который также должен увеличиться до 760 млрд рублей. И, безусловно, упор важно сделать на создание собственных уникальных препаратов, разработку биоаналогов и вакцин. Однако насколько эти планы осуществимы?

Ситуацию в фарминдустрии обсудили эксперты на конференции «РосФарма», организатором которой выступила газета «Ведомости».

Каждая из представленных идей вызвала немало споров, однако в большинстве своем представители фармкомпаний сошлись на мысли, что во многом это «бесперспективная история», хотя предпосылки для достижения поставленных целей есть.

Поддержка без адреса

Что касается увеличения экспорта, то шанс выйти на заявленные позиции существует, и бизнес считает подобный вариант развития вполне реалистичным. Вот только условия для этого до сих пор не созданы. Например, для выхода на европейский рынок требуются значительные вливания на этапе прохождения клинических исследований. И именно в этой сфере фармкомпаниям требуется помощь. Однако то, что предлагает постановление Правительства РФ №191 от 23 февраля 2019 года, не вполне соответствует тем мерам поддержки, в которых действительно нуждается фармотрасль. По словам замгенерального директора Stada CIS Ивана Глушкова, льготные займы на производство скорее интересны банкам, но не фармкомпаниям.

То, в чем фармбизнес действительно заинтересован, — это субсидирование клинических исследований, необходимых для выхода на зарубежный рынок. Пока же поставляются отечественные препараты, в основном, в страны СНГ и ЕАЭС, так как именно эти рынки на сегодняшний день максимально доступны и открыты для экспорта российских лекарственных средств. Объемы экспорта в этом случае достигают почти 80% из всех вывозимых заграницу фармпрепаратов. А чтобы увеличить объемы в 5 раз, необходимо, как предполагают эксперты, больше разрабатывать уникальных российских продуктов. Что, кстати, также затруднительно.

Инновации бессмысленны

Как говорит Иван Глушков, ориентация на создание оригинальных препаратов — это «крайне дорого» и бессмысленно. Все, что можно было достичь в этом направлении, достигнуто, инвестиции не приносят должных доходов, а реальной потребности в собственных оригинальных препаратах, в общем-то, нет.

Отсутствие условий для привлечения инвестиций, чрезмерные и порой препятствующие нормальному развитию отрасли регуляторные барьеры, отсутствие сбалансированного ценообразования и недостаточная защита прав интеллектуальной собственности — все это тормозит разработку оригинальных, а также инновационных препаратов на территории России.

Рынок сжимается

Кстати, эти же факторы мешают и развитию отечественного фармрынка, о чем также идет речь в стратегии «Фарма-2030». На данном этапе российский рынок выглядит скуднее зарубежного. Например, наблюдаются проблемы с доступностью лекарственных средств, особенно в направлениях онкологии и орфанных заболеваний, где уровень доступности не превышает 20–30%. В целом, из более чем 200 препаратов, появившихся на европейском и американском рынках в последние годы, в России удалось зарегистрировать только 60. В таком случае, по мнению директора по индустриальной политике Ассоциации международных фармацевтических производителей Александра Мартыненко, речи об увеличении российского рынка не идет.

Получается, что из вполне себе достижимых, цели «Фарма-2030» превращаются в призрачное будущее, которое можно воплотить лишь изменив систему в целом и пересмотрев взгляды на регуляцию фармотрасли в России.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter