Кировская область является передовым регионом с точки зрения реализации пилотных проектов по обеспечения лекарствами граждан. Достаточно сказать, что первый проект лекарственного страхования был запушен в Кировской области еще в 2013 году.

С 1 февраля 2019 года в регионе стала реализовываться новая концепция всеобщего лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях – лекарственное возмещение. Чем эта концепция отличается от лекарственного страхования, в чем причина перехода на новую модель и каковы результаты первых месяцев функционирования новой системы, министр здравоохранения Кировской области Андрей Черняев рассказал на конференции «Государственное регулирование и российская фармпромышленность: продолжение диалога», организованной ассоциацией АРФП и НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко.

От страхования к возмещению

Переход на лекарственное возмещение на деле означал принципиальное изменение в системе компенсации стоимости лекарств. Раньше пациент оплачивал 10% от стоимости препарата – за логистику аптеки – и лекарство ему абсолютно бесплатно выдавалось по двум нозологиям – «артериальная гипертония» и «ишемическая болезнь сердца».

Однако в этой полностью бесплатной схеме нашлись и слабые места. Министерство здравоохранения области закупало через подведомственные государственные аптеки большие партии препаратов на 3 месяца вперед. Но, как показал опрос врачей, эти препараты очень часто лежали у граждан дома и не применялись, а пациенты в основном обеспечивали себя сами, закупая в аптеках те препараты, которые они привыкли применять, отдавая предпочтение торговому наименованию и демонстрируя приверженность лечению.

Проанализировав эту ситуацию и учитывая еще ряд важных моментов, с 1 февраля 2019 года в 13 муниципальных образованиях Кировской области стартовал проект по лекарственному возмещению.

Исходные позиции

В прошлом году 18% жителей Кировской области имели право на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях. На практике воспользовались этим правом только 8%. Многие пациенты, кому было доступно льготное лекарственное обеспечение, категорически настаивали на том, что им нужны привычные лекарства по конкретным торговым наименованиям.

«Мы посмотрели, сколько в целом денег тратит на лекарства государство и население Кировской области. Увидели, что расходы государства составляли около 30%, что в целом отражает ситуация по Российской Федерации. Население зачастую приобретает препараты без доказанной эффективности, не включенные в клинические рекомендации и стандарты», – подчеркнул Андрей Черняев.

По оценкам, в амбулаторном сегменте около 10% в общей структуре потребления лекарственных препаратов идет на лекарственное лечение болезней системы кровообращения. При этом лекарства от БСК преимущественно закупаются за счет личных средств граждан. Население тратит на такие препараты в два с лишним раза больше средств, чем в других странах, где действует система лекарственного обеспечения. А ведь именно болезни системы кровообращения вносят основной вклад в смертность населения – 47% смертей связаны именно с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Основные проблемы

Проблемы на пути реализации программ льготного лекарственного обеспечения хорошо известны и типичны для всей России. Одна из них – прогрессивный рост количества регионального льготников из-за предусмотренной в законодательстве возможности выбора в пользу монетизации вместо федеральной льготы. При этом автоматический переход федеральных льготников в число региональных означает на практике рост нагрузки на региональный бюджет. В таком именно положении оказалась и Кировская область.

Трудности для реализации лекарственного обеспечения создает и несовпадение федерального и регионального перечней льготных лекарственных препаратов.

«Министерством здравоохранения Российской Федерации подготовлен законопроект, предусматривающий утверждение уже в этом году единого перечня лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, для обеспечения льготных категорий населения как по федеральным, так и по региональным спискам. Полагаем, что это уменьшит число федеральных льготников, отказывающихся от натурального обеспечения лекарственными препаратами в пользу монетизации и перешедших в категорию региональных льготников», – отметил министр.

По расчетам министерства здравоохранения Кировской области, в случае принятия данного законопроекта можно ожидать снижение нагрузки на субъекты Российской Федерации, что увеличит возможности регионов по лекарственному обеспечению региональных льготников и реализации нового механизма лекарственного возмещения.

Основная концепция проекта

Проект по всеобщему лекарственному возмещению стартовал в Кировской области 1 февраля 2019 года в 13 муниципальных образованиях, в которых проживает в общей сложности примерно 25% населения.

Первое – пациент на основании выписанного в информационной системе рецепта сам выбирает лекарственный препарат в аптеке по торговому наименованию, но в строгом соответствии с утвержденным минздравом Кировской области перечнем МНН, сформированным в рамках перечня ЖНВЛП.

Второе – пациент оплачивает в аптеке за лекарственный препарат сумму за вычетом 50% от предельной цены данного лекарственного препарата в соответствии с государственным реестром предельных отпускных цен без учета оптовой или розничной надбавки.

Аптечным организациям, участвующим в проекте, два раза в месяц на основании реестра рецептов отпущенных лекарственных препаратов предоставляется субсидия за счет средств областного бюджета, равная общей недополученной в отчетном периоде от покупателей суммы.

Основные требования к аптечным организациям

Чтобы получать субсидию от областного бюджета, аптеки должны осуществлять розничную торговлю лекарственными средствами и проводить учет льготных рецептов лекарственных препаратов в единой медицинской информационной системе Кировской области.

Лекарственным возмещением могут воспользоваться граждане, состоящие на диспансерном наблюдении с артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца, а также их сочетанием, имеющие или не имеющие право на льготное лекарственное обеспечение. Перечень заболеваний, фармакологическая группа и МНН закреплены постановлением Правительства Кировской области.

Важно отметить, что новые правила не лишают пациента права на бесплатное получение лекарственных препаратов в рамках федеральной или региональной льготы. Это дополнительный механизм, дающий возможность приобрести лекарственные препараты по конкретным торговым наименованиям по льготной цене всем нуждающимся. Для исключения дублирования льгот введено правило – если пациент получил данный препарат по региональной или федеральной льготе, то рецепт на лекарственное возмещение ему не выписывается на тот период, пока у человека есть лекарство.

Как рассчитывается стоимость

Механизм расчета льготной стоимости лекарственного препарат для населения абсолютно прост. Например, цена препарат в аптеке составляет 100 рублей, а отпускная цена – 80 рублей. Из отпускной цены высчитывается 50% и на данную сумму пациенту компенсируются его расходы. То есть пациент платит 100 – 80/2 = 60 рублей.

В настоящее время в аптеках на препаратах, подлежащих льготному отпуску, указаны сразу две цены: первая – розничная, и вторая – льготная для пациентов, участвующих в данном проекте.

Первые результаты реализации проекта

На территории, охваченной проектом, проживает 311 тыс. человек. Число лиц, страдающих артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца и сочетанием этих болезней, – около 59 тыс. Из них федеральных льготников всего 7%, региональных – 53%. 40% пациентов не обладают правом на льготное лекарственное обеспечение и, вероятно, по этой причине не имеют возможности регулярно принимать необходимые лекарственные препараты, назначенные лечащим врачом.

За февраль и март текущего года общее число граждан, обратившихся в аптечные организации по программе лекарственного возмещения, составляет 7 574 человека (5 763 АГ и 271 ИБС). В целом это количество пропорционально общему количеству лиц с этими заболеваниями. В общей сложности от граждан было получено 22 630 рецептов (15 632 АГ и 461 ИБС), по которым было выдано всего 52 077 упаковок препаратов (37 651 АГ и 796 ИБС).

В этом нет ничего удивительного, отмечает глава минздрава, так как лекарственная терапия стенокардии, как правило, включается четыре лекарственных препарата, а артериальной гипертонии – два. Рецепт может быть выписан на несколько упаковок и на 3 месяца вперед. Поэтому число выписанных рецептов существенно ниже числа отпущенных в аптеке упаковок лекарств.

Общий объем субсидий, предоставленных аптекам за первые два месяца реализации проекта, превысил 2,8 млрд рублей.

О том, как граждане отреагировали на программу, с какими проблемами столкнулось правительство области при реализации проекта, насколько выгодным для аптечных организаций оказалось участие в нем, а также о дальнейшем развитии проекта лекарственного возмещения читайте в нашей следующей публикации.

(продолжение следует)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter