Серьёзное заболевание одного из членов семьи — тяжёлое испытание для всех родственников, так как уход за лежачим больным в домашних условиях требует овладения профессиональных медицинских навыков. Немаловажную роль в «комфорте» играют средства ухода за больными — особый вид парафармацевтической продукции, которая создаёт оптимальные условия для надлежащего ухода за пациентами в процессе проведения различных медицинских и других процедур, облегчающая положения больного и предотвращающая развитие осложнений в процессе лечения.

За первое полугодие 2018 года было реализовано более 10,1 млн упаковок средств для ухода за больными на сумму 4,2 млрд рублей (в розничных ценах), согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России компании DSM Group. При сравнении показателей с аналогичным периодом прошлого года можно отметить отрицательную динамику: аптечные продажи упали на 10,6% в рублях и на 3,1% в упаковках. За год средневзвешенная стоимость одной упаковки средства для ухода за больными снизилась почти на 8% и составила 418 рублей.

В классификации данной группы компания DSM Group выделяет 15 типов товаров. К ним относятся урологические подгузники, впитывающие пелёнки для взрослых, рукавицы для мытья, медицинские шапочки и др. Наибольшую выручку аптекам приносят урологические подгузники, доля которых в 1П 2018 года составила 61,5% от стоимостного объёма группы (на 1,2% меньше, чем за первые шесть месяцев 2017 г.). Второе место заняли урологические прокладки с долей 22,5% (против 21,0% в 1П 2017 г.). 15,1% рынка средств по уходу заняли пелёнки и простыни (доля уменьшилась на 0,4%).

На аптечных полках был представлен широкий ассортимент урологических подгузников: было реализовано свыше 270 полных наименований от 16 различных брендов. Лидером рынка уже многие годы является бренд Seni, который в сравнении с 1 полугодием 2017 года вырос в натуральном объёме на 5,5%. Продажи всех брендов рейтинга, кроме Seni, показали падение продаж. Марка Tena продемонстрировала наибольший темп снижения среди пятёрки лидеров: –26,6% в деньгах и –21,8% в упаковках. В 1П 2018 года на рынке появился новый бренд подгузников Abri Flex и смог попасть в рейтинг на 16 строчку.

Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Урологические подгузники» за 1П 2018 г.

Бренд Доля, руб.

Прирост 1П 2018 г. /

1П 2017 г., руб.

Доля, упак.

Прирост 1П 2018 г. /

1П 2017 г., упак.

SENI 64,4% -4,1% 59,0% +5,5%
TENA 23,1% -26,6% 19,8% -21,8%
MOLICARE 7,5% -23,4% 5,1% -17,0%
DEPEND 1,9% -21,2% 2,3% -21,2%
MOLIPANTS 1,6% -20,9% 11,9% -20,2%


Отметим продолжающееся переключение потребителя в группе урологических подгузников на более удобную форму урологические трусы: если в 1П 2017 года они занимали 32,3% в руб. в своей категории, то в отчётном периоде – уже 36,9%. Лидерами данного типа подгузников являются также Seni и Tena.

В стоимостном выражении второе место по популярности у потребителей среди средств для ухода за больными занимают урологические прокладки. На прокладки приходится 22,5% продаж в рублях и 39,0% в упаковках. Данная группа незначительно выросла по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 2,6% в упаковках. Однако в денежном выражении продажи упали на 4,0%.

Ассортимент урологических прокладок более узок, чем у подгузников: на рынке представлено только 12 брендов от 8 производителей. Для рынка прокладок характерна высокая концентрация – тройка лидеров занимает 98,1% стоимостного объёма аптечных продаж. Лидером в этой группе в 2018 году стал бренд Seni, который занял 38,9%, сместив марку Molimed из-за разнонаправленной динамики, и показал максимальный прирост объёма реализации: +5,8% в рублях и +11,7% в упаковках.

Все бренды за исключением лидера отметились падением продаж. Наибольшее снижение было отмечено у марки Matopat, которая потеряла 23,1% продаж в стоимостном и 18,7% в натуральном выражении.

Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Урологические прокладки» за 1П 2018 г.

Бренд Доля, руб.

Прирост 1П 2018 г. /

1П 2017 г., руб.

Доля, упак.

Прирост 1П 2018 г. /

1П 2017 г., упак.

SENI 38,9% +5,8% 46,5% +11,7%
MOLIMED 34,1% -10,6% 26,9% -5,4%
TENA 25,1% -8,4% 24,5% -4,0%
MATOPAT 0,7% -23,1% 0,6% -18,7%
DEPEND 0,4% -0,9% 0,5% -24,5%

Третье место по ёмкости на рынке занимают впитывающие пелёнки и простыни с долей 15,1% в стоимостном выражении и 21,3% в натуральном. Аптечные продажи пелёнок упали относительно аналогичного периода предыдущего года (-12,9% в рублях и -6,7% в упаковках). Бренд Seni удерживает за собой первую позицию, занимая больше половины рынка впитывающих пелёнок и простыней (доля в рублях – 52,9%). При сравнении двух периодов максимальный прирост принадлежит бренду Tereza Med, объём продаж которого вырос в 2 раза.

Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Впитывающие пелёнки и простыни» за 1П 2018 г.

Бренд Доля, руб.

Прирост 1П 2018 г. /

1П 2017 г., руб.

Доля, упак.

Прирост 1П 2018 г. /

1П 2017 г., упак.

SENI 52,9% +1,7% 51,1% +4,8%
MOLINEA 15,6% -36,9% 11,0% -15,6%
TENA 14,8% -41,4% 15,2% -39,0%
АНГЕЛИНА 5,3% -10,6% 10,3% -20,2%
TEREZA MED 4,0% +68,8% 3,6% +81,6%

Подробнее: dsm.ru

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter