На минувшей неделе РАФМ провела круглый стол, где  представители аналитических компаний обсудили основные результаты 2016 года и дали прогноз на текущий 2017 год.

Глава Представительства IMS Николай Демидов, говоря о стабилизации и последующем росте, отметил, что взгляд экспертов  в будущее сдержанный и мало оптимистичный. Он подчеркнул, что сокращение доходов населения и инфляция повлияли на структуру расходов, но в то же время, в 2016 году ситуация на фармацевтическом рынке изменилась в лучшую сторону по сравнению с кризисным 2015 годом. Таким образом, прогноз на 2017 год от DSM Group – рост рынка на уровне 9%, в упаковках от нуля до 2%.

Генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк, отметил позитивный тренд минувшего года. По его мнению,  в 2016 году рынок в упаковках демонстрирует положительную динамику впервые за последние 5 лет.  Эксперт констатировал, что падение рынка в натуральном выражении в прошлые годы составляло в среднем -3%, а по итогам прошедшего года был отмечен прирост продаж (+1%).

Доля фармрынка от ВВП

Из презентации Сергея Шуляка «ФАРМА-2016. Новая реальность»

В качестве ключевых трендов розничного звена Николай Демидов определил снижение инфляции, позволившее восстановить потребление для всех групп препаратов, рост популярности локальных дженериков и ОТС-препаратов, а также «феномен» зонтичных брендов. Последние в прошедшем году лидировали по показателям прироста продаж среди других категорий аптечных товаров. Кроме того, изменения произошли в маркетинге аптечных сетей, между которыми существенно возросла борьба за бюджеты.

Динамика емкости фармацевтического рынка России, млрд рублей

Из презентации Сергея Шуляка «ФАРМА-2016. Новая реальность»

По мнению эксперта в 2016 году произошло изменение ментальности у потребителей, которые почувствовали больше уверенности в завтрашнем дне.  С этим С.Шуляк связывает  положительную тенденцию в динамике розничного рынка, и то, что рост в рублях происходил преимущественно за счет ОТС-препаратов.  Он также отметил важную тенденцию современного рынка - переход на дженерики, доля которых растет на фоне снижения долей оригинальных препаратов в стоимостном и натуральном выражении. Еще один тренд 2016 года, подчеркнутый экспертом, - рост динамики продаж отечественных препаратов.

Прогноз продаж от аналитических компаний носит умеренный характер.

Общая экономическая ситуация остается тяжелой, подчеркнул Сергей Шуляк.  По его данным, в 2017 году прирост рынка в целом составит порядка 9% в рублях.

Итоги 2016 года по сегментам

Из презентации Сергея Шуляка «ФАРМА-2016. Новая реальность»

По прогнозу компании IMS, представленному Николаем Демидовым, среднегодовой темп роста рынка (CAGR) на 2017-2020 гг. достигнет +8% в розничном секторе, а в госпитальном секторе и ДЛО – порядка +3%.

Олег Фельдман, управляющий директор Ipsos Healthсare, опираясь на данные исследований своей компании, сообщил о растущей роли цифровых технологий в медицинском и фармацевтическом сообществе.  Он отметил, что Интернет уже вышел на первое место в качестве источника информации для провизоров, а также постепенно идет замена F2F-визитов электронными визитами. Количество врачей, потоки пациентов,  динамика врачебных назначений - все это претерпевает изменения. По словам Олега Фельдмана,  многое меняется и в аптечном звене. Эксперт обратил внимание на уменьшение числа посетителей в аптеках и существующую разницу между ведением бизнеса в сетевых и несетевых аптеках.

Несмотря на то, что все аналитики в своих прогнозах возлагают большую надежду на розницу, генеральный директор АСНА Александр Шишкин отметил, что по факту розница переживает тяжелые времена. И говоря о развитии аптечного рынка, он подчеркнул, что в ближайшие годы в активную фазу перейдет развитие аптечными сетями собственной логистики. По мнению Александра Шишкина, он будет основополагающим, который значительно «перекроит» фармрынок.

Эксперт обратил особое внимание на усиление концентрации рынка и изменение отношения к эффективности. В этих условиях управление ассортиментом аптеки становится основным фактором. А. Шишкин подчеркнул важность новых эффективных каналов коммуникации и digital-технологий, внедрение которых, по его мнению, серьезно изменит существующий рынок.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter