Уже в 2018 году должна увидеть свет новая стратегия развития фармпромышленности. Какой она будет – решать во многом самим представителям фармсектора. Минпромторг РФ продолжает собирать предложения.

Статья из газеты "ЛекОбоз"

Ряд из них был внесён на стратегической сессии форума IPheB, посвящённой развитию фармацевтики в рамках «Фармы 2030».

Встаёт вопрос: а что же дальше?

Импортозамещение – стратегия, подходящая для старта. Или для ситуации, когда нужно восстанавливать из руин. Но единственным направлением развития импортозамещение быть не может – у него есть свой срок годности.

Как заметил президент компании «Нанолек» Владимир Христенко, «все считают, что так и должно было быть. Но действительно отрасль была создана практически заново. При этом на волне успехов кажется, что и «Фарму 2030», хотя она не до конца пока сформулирована, «пощёлкаем как орешки». Однако базис для создания таких компаний, как наша, – это рынок государственных закупок в определённых категориях. А модель, которая работает в области госзакупок воспроизведённых препаратов, небесконечна. Её ёмкость с точки зрения бюджетных средств исчерпана или будет исчерпана. Что дальше?»

Со стратегической точки зрения ответ на вопрос очевиден. А вот с точки зрения техники и тактики...

Однолетние тендеры или инновации?

«Когда речь об инновациях, идёт разговор о чём-то более эффективном. А более эффективное – это более дорогое. Раньше фарма развивалась так: приходит дженерик – цена падает, – продолжил Владимир Христенко. – А здесь модель несколько другая: инновационный препарат стоит дороже, его надо финансировать – и это проблема не только нашей страны... Однако есть «мантра», которую исповедуют наши бюджетные держатели: «без увеличения бюджета». Вот та парадигма, в которой мы живём. Если инфраструктура для инноваций государством не создана, то эти инновации будут развиваться гораздо более тяжело. Почему нас это тронуло? Потому что инновации, экспорт – это очень долго. Прийти на тендер с препаратом, опустить цену и выиграть тендер – действие довольно быстрое, одноходовое. Выйти и сделать инновационный препарат, создать для него рынок, причём не только здесь, но и где-то ещё априори, дольше в разы. До конца этого пути невозможно дойти с однолетними тендерами».

Хочется согласиться с экспертом: жить в парадигме полугодовых тендеров и однолетних контрактов и при этом одновременно развивать полный цикл производства или же инновации означает совместить несовместимое. Механизмы долгосрочного взаимодействия между производителем и государством для отрасли жизненно важны.

Откладывать нельзя

«Инвестиционные технологические циклы исчисляются годами – как правило, это 3–5 лет. Правительство утвердило стратегию в 2009 году, результаты мы начали получать только в 2013–2015 м. Прошло пять лет, прежде чем стали видны изменения в структуре потребления, в номенклатуре, в активности выхода на регистрацию большого количества разработанных и произведённых на территории РФ препаратов, – прокомментировал генеральный директор «Герофарм» Пётр Родионов.  – Если сегодня будут приняты, например, необходимые меры поддержки производства субстанций на территории РФ, нам, производителям, потребуется минимум три года, чтобы произвести должным образом все необходимые действия. Поэтому откладывать нельзя. Мы очень надеемся, что в продолжение развития «Фармы 2020» в «Фарме 2030» эти меры не будут записаны одной строчкой, а появится подробный раздел, который расскажет, что конкретно будет происходить, в какие сроки, какие меры поддержки ждут производителей субстанций. То, что в «Фарме 2020» было заявлено, в «Фарму 2030» должно войти в самом подробном отражении, чтобы эти предложения смогли работать».

Если поставлена задача – создать индустрию, которая сможет не только занимать внутренний рынок, но и иметь уверенные позиции в экспорте, то необходимо иметь уверенную опору именно внутри, убеждён глава «Герофарм».

Изучить зарубежное право...

Инновации и экспорт – вот те вероятные направления «Фармы 2030», о которых говорят чаще всего. Второе невозможно без первого, но и первое не всегда может продержаться без второго.

«Если не ошибаюсь, Минэкономразвития опубликовало цели и задачи на 2018–2020 годы, и в документе есть раздел, касающийся развития экспорта. Предложено выбрать приоритетные 57 стран и для торговых представительств в этих странах поставить задачи, в том числе и отраслевые, которые помогли бы нашим компаниям реализовывать свои экспортные стратегии, – рассказал Пётр Родионов. – Мне кажется, было бы полезным, если бы торговые представительства в этих странах вели регулярный мониторинг законодательства об обращении лекарственных средств в клинической сфере и их регистрации. Это позволило бы иметь «срез» регуляторных требований в потенциальных странах для экспорта».

...и проанализировать экономику

По мнению эксперта, возможен также механизм субсидий для российских компаний при выходе на экспортный рынок. «Мы понимаем, что в ряде стран нам придётся нести дополнительные издержки в виде клинических испытаний. И, если будут субсидии, мы готовы брать на себя обязательства обеспечивать определённый уровень экспорта в такие государства, – объявил руководитель «Герофарм». – Также хотел отметить: Российский экспортный центр проводит детальный рыночный анализ во многих странах. Мне кажется, здесь придётся ещё совместно поработать, и, если у РЭЦ есть достаточно детальная информация, это тоже сведения, о которых нужно говорить».
Огромный минус рыночной экономики в том, что успехи экспортёров – зачастую дело ресурсов самих экспортёров. Например, поиск информации о зарубежных рынках.

Слово регулятора

«Для многих наших торговых представительств надо вводить KPI не по поводу проведённых мероприятий, а по количеству заключённых контрактов и объёмам, которые закреплены в этих контрактах. Именно это является серьёзным показателем», – отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб.

Что касается инноваций, очень важно сравнение отечественных инновационных продуктов с представленными сегодня в России зарубежными. «Серьёзная часть работы – это и включение в Перечень ЖНВЛП, и подтверждение ценообразования на инновационные продукты в рамках включения в ЖНВЛП, и сравнение форматов экономики, если препараты одной и той же терапевтической области, – поделился своим взглядом на проблему замглавы Минпромторга. – Мне кажется, очень важно будет создать правильный «лифт» для активного продвижения собственных разработок в структуру здравоохранения РФ».

Цены и аптеки

Некоторые «мелочи», казалось бы, лежат за пределами развития собственно фармпромышленности. Ценообразование, например. Сложность этой задачи отмечает и сам Минпромторг.

И ещё одна «мелочь»: стратегию для промышленности нельзя рассматривать, не учитывая состояния аптеки. Так считает президент компании «Активный компонент» Александр Семёнов: «Несмотря на тот рост, который показывал наш внутренний рынок с 2014 года, итоги 2017 года гораздо менее утешительны. Они – а также итоги первого квартала 2018 года – говорят как минимум об отсутствии положительной динамики. В первую очередь в аптечном сегменте. Почему это так? На мой взгляд, заканчивается период естественного импортозамещения, которым наши производители воспользовались весьма эффективно. А во вторых, на рынке явно созрел аптечный мыльный пузырь. И он неизбежно рванёт в 2018 году».

«Фарма 2030» или «Фармация 2030»?

Достаточно большое количество аптечных учреждений торгуют в условиях жесточайшей конкуренции друг с другом.
«Коллеги по аптечному цеху рассказывают: некоторые работают с нулевой маржинальной рентабельностью в надежде на маркетинговые бонусы, которые им придут, – поделился Александр Семёнов, в 2009–2014 годах генеральный директор аптечной сети «Первая Помощь». – Беда в том, что бонусы не всегда приходят, а иногда не приходят вовсе».

В 2014 году аптеки продавались за семь месячных оборотов. А сейчас – за один-два. Ситуация продолжает развиваться... Но ведь с завтрашним днём аптеки связано завтра любого фармдистрибьютера и фармпроизводителя, если только они не работают исключительно в государственном сегменте. Если же будет принят законопроект о торговле безрецептурными препаратами в супермаркетах, аптечный взрыв ускорится... Не стоит забывать и о зарубежных экономических санкциях.

«Как компенсировать потери и что делать? – подводит итог Александр Семёнов. – Это важный вопрос, на который государство должно ответить в самое ближайшее время». И, что очень желательно, для фармации в целом.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter