Минпромторг России заложил в Стратегию развития торговли РФ возможность перехода торговли лекарственными средствами в онлайн. В разделе «Развитие электронной торговли» предусмотрены различные варианты – как с цифровыми платформами, так и с переходом к интернет-торговле непосредственно на базе аптек.

Что предлагает Правительство?

Многие ошибочно полагают, что Правительство собирается открыть Интернет-торговлю лекарствами. Это говорят несведущие или недобросовестные люди с целью максимально запутать ситуацию, считают регуляторы рынка.

Интернет-торговля лекарствами осуществляется и сейчас. Та же «Аптека.ру» – это представление лекарственных препаратов по определенным ценам оптом.

По мысли законодателей, источником представления товаров должна быть не абстрактная оптовая торговая организация, которая со среднеоптовыми ценами напрямую адресуется к потребителю, — хотя и это имеет краткосрочный эффект, поскольку обеспечивает более низкие цены, — интернет-витрина должна быть организована прежде всего аптеками. И они же должны отвечать за доставку того, что куплено в пределах их муниципального района или городского округа. Казалось бы, небольшая разница. Но к чему она приведет?

Перераспределение спроса

Если речь идет о первом варианте, по которому сейчас уже работает «Аптека.ру» и много других компаний, это приведет к тому, что основной спрос будет генерировать оптовый продавец, причем сразу же в большом количестве муниципальных районов и городских округов. Перераспределение этого спроса от одной аптеки к другой, с одной улицы на другую и будет критически важным для аптек. Если оптовый продавец вдруг разорвет клиентский договор с одной аптекой и заключит его с другой, то та аптека, с которой он разорвал договор, скорее всего, исчезнет, потому что клиентский спрос сразу же уйдет в другую аптеку.

Основная задача цифровой платформы – консолидировать потребительский спрос и перенаправить его туда, куда желает владелец этого трафика.

Таким образом, модель №1 строится вокруг глобальных российских дистрибьютеров, имеющих цифровую платформу и напрямую обращающихся к потребителям. При этом спрос распределяется между чуть более и чуть менее достойными аптечными организациями на местах. При такой модели аптечные организации утрачивают всякую самостоятельность и всякую рыночную институциализацию, потому что в любой момент цифровая платформа может выбрать не тебя, и с такой потерей спроса экономически выжить будет совершенно невозможно. То есть при такой модели аптеки в значительной степени теряют субъектность на рынке.

Розничное звено

Модель №2 сейчас частично отражена в поправках к законопроекту. В данном случае важной деталью является разрешение или неразрешение доставлять рецептурные или безрецептурные лекарственные препараты. Если осуществлять интернет-представление и доставлять лекарства может только аптечная сеть, тогда у аптек сохраняется субъектность, потому что любой платформе придется с ними договариваться.

В первом случае никакого договора практически нет. Во втором случае сохраняется возможность субъектности аптечных сетей на этом меняющемся рынке, потому что они будут источником и интернет-представления, и доставки лекарств. Это –инфраструктурные усилия по сохранению их субъектности, и уравновешиванию их слабенькой рыночной силы по отношению к крупным гигантам.

Как отмечают эксперты фармрынка, в небольших муниципальных районах и городских округах, где одно юридическое лицо и нет никакой конкуренции, и при первой, и при второй модели ситуация не изменится до тех пор пока не будет расти платежеспособный спрос, либо пока местные власти через преференции не создадут условия для возникновения новых юридических лиц. Дорожная карта, разработанная Правительством, направлена на создание условий для прихода в эти места новых участников. Но, конечно, без экономического роста, без увеличения доходов населения там будет сохраняться тяжелая ситуация и при первом, и при втором варианте.

В этой связи возникает вопрос, нужно ли устранять розничное звено. Лучше ли будет контроль на уровне муниципального района и городского округа?

Развитие конкуренции

По мнению регуляторов, аптечное звено необходимо укреплять. Работа по Интернет-представлению, отпуску и доставке лекарственных препаратов должна исходить от аптечной организации.

Во-первых, это сразу выравнивает ценовые перекосы и ценовую дискриминацию. Когда оптовый продавец адресуется к конкретному потребителю, он имеет больше возможностей предложить более низкую цену в конкретном муниципальном районе или городском округе, в том числе для того, чтобы препятствовать недобросовестным конкурентным действиям.

Известно много подобных случаев, особенно в розничной торговле продуктами питания, когда крупная торговая сеть приходит в муниципальный район или городской округ и снижает цены ниже себестоимости на наиболее популярные потребительские товары, перенаправляя потребительский поток к себе. Естественно, весь мелкий и средний бизнес в этом месте сразу же вымирает. И в аптечной сфере нас могут ожидать те же самые эффекты.

Поэтому ФАС совместно с Минздравом РФ внесли в законопроект ряд поправок, согласно которым вся работа по Интернет-представлению и продажам лекарственных препаратов должна строиться вокруг аптечных сетей, поскольку для государства важно укрепить эту часть инфраструктуры.

«Безусловно, надо заниматься демонополизацией аптечных сетей, особенно в небольших городах и там, где с этим есть проблемы, – считает начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. – Для этого принята Дорожная карта, в которой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на развитие конкуренции. При этом пока остается открытым главный вопрос, который требует обсуждения: оставляем ли мы конкуренцию на уровне аптечных организаций или подключаем цифровые платформы, которые, естественно, снесут эти аптечные организации».

Доставка через Интернет

Сегодня в фармсообществе активно дискутируется правомерность доставки лекарств потребителям.

Преимущества доставки лекарственных средств неоспоримы, а риски, связанные с этим, сильно преувеличены, считают в антимонопольном ведомстве. Огромное количество занятых людей получают возможность доступа к лекарственным препаратам без потери времени. Они могут перенаправить свой спрос в аптеку с наиболее дешевыми лекарственными препаратами. Чтобы найти лучшую цену, не надо физически ходить по аптекам, достаточно зайти в Интернет и через агрегатор посмотреть, где дешевле. Такая модель усиливает конкуренцию и создает ее правильный профиль.

Однако в вопросе доставки лекарственных препаратов сегодня реанимированы все самые тяжелые мифы, считают регуляторы.

«Какой-то безграмотный курьер повезет лекарственные препараты и будет консультировать бабушку!» – возмущаются противники онлайн-торговли лекарствами. Но при доставке лекарственных препаратов никто никого не должен консультировать. Задача курьера объехать за день 10-20 человек и отдать им пакеты с лекарствами. Даже провизор не должен консультировать. Если речь идет о рецептурных лекарственных препаратах: консультацию осуществляет врач при выписке рецепта. Задача провизора строго ограничена. В силу того, что он обладает базовыми химическими и биологическими знаниями, он должен сказать, что ацетилсалициловая кислота – это то же самое, что и аспирин, в той же самой дозировке и лекарственной форме. «Не надо пытаться натягивать на провизора роль врача общей практики, – заявляет Тимофей Нижегородцев. – Провизор не должен подменять врача и не может давать рекомендации больным, что им принимать при их состоянии, не видя анализов и результатов обследования».

Отпуск по рецепту или без?

Следующий вопрос, требующий осмысления, – доставлять потребителю только безрецептурные препараты или рецептурные тоже. При этом возникает и другой вопрос: «Как контролировать, отпускается ли препарат по рецепту или без него?»

При доставке такой контроль осуществить гораздо проще, чем в аптеке, считают регуляторы отрасли. Для осуществления контрольного мероприятия даже не надо выходить в аптеку. Заказал рецептурный лекарственный препарат, и ждешь, когда его привезут. Вопросы, связанные с учетом рецептов и с тем, чтобы совместить систему учета с выпиской, – технические и не требуют никаких экстраординарных решений.

Ключевая задача государства заключается в том, чтобы разрешить доставку и рецептурных, и безрецептурных лекарственных препаратов. Никаких серьезных рисков это не несет, уверены в ФАС. Уже сейчас есть все возможности их купировать. Недавно был принят законопроект о проверках – контрольных закупках, которые может осуществлять Росздравнадзор. Неправомерная продажа безрецептурного и рецептурного лекарственного препарата является нарушением лицензионных требований и влечет очень серьезные санкции.

С учетом имеющихся рисков в настоящее время Минздрав РФ прорабатывает возможности полностью обеспечить контроль, логистику и доставку при онлайн-торговле лекарственными препаратами.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter