Сегодня вопросы экспорта лекарственных препаратов становятся все более актуальными. Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 года («Фарма-2030») продолжает курс, проложенный государственной программой «Фарма-2020», и ставит новые цели ­– особое внимание в обновленной стратегии уделяется созданию собственных инновационных продуктов.

Какие именно инновации в области фаромацевтики отечественные производители могут представить на мировом рынке? Эти вопросы обсуждались на круглом столе «Интеграция в мировой фармрынок. История российской молекулы» с участием ведущих экспертов фармотрасли.

Задача – увеличить экспорт в 5 раз

Сейчас годовой объем экспорта лекарственных препаратов из РФ составляет 700 млн долларов. По прогнозу Минпромторга РФ, к 2030 году объем экспорта может увеличиться в 5 раз. При этом основой предложения российских компаний может стать эффективные и уникальные продукты, ранее за рубежом не представленные. Еще одно направление – развитие экспорта субстанций, которые составят конкуренцию по цене и качеству субстанциям из Китая и Индии.

По мнению экспертов, сегодня существуют две возможности роста российского фармацевтического рынка – за счет инвестиций и благодаря росту потребления. Рост, движимый инвестициями, обеспечивается денежными средствами государства, которые оно может вложить в покупку лекарственных препаратов для населения. Государство уже вложило 70 млрд рублей в программу Дополнительного лекарственного обеспечения, что позволило рынку вырасти на 35%. Это – лекарственная помощь, оказываемая бесплатно тем, кто имеет право на государственную поддержку в виде определенного набора социальных услуг.

MANN6375Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group, подчеркул: «К сожалению, у нас в стране горизонт стратегического планирования не превышает трех лет. При этом в сфере здравоохранения он должен составлять 10, 15 и даже 20 лет, потому что эффекты от инвестирования в эту область проявляются через 10-12 лет. Сейчас ВВП нашей страны растет на 1,5% в год, поэтому ждать инвестиций в здравоохранение не приходится. Следовательно, для нашего производителя крайне важно искать новые рынки, которые дадут компании возможность развиваться».

Второй путь – рост потребления, который может стать реальным при условии увеличения доходов населения. Но согласно данным Минфина, уже по первому полугодию его не наблюдается. Доходы населения падают, и 2019 год будет иметь отрицательный показатель реальных предполагаемых доходов. Рост потребления лекарственных препаратов может происходить за счет появления у населения дополнительных денег, повышения рождаемости или роста заболеваемости, говорили участники круглого стола.

По статистике, заболеваемость не растет. Нет эпидемий гриппа, не наблюдается и пика подъема других заболеваний, что существенно сглаживает показатели фармрынка. При этом ожидается рецессия российской экономики; растет долговая нагрузка; идет кредитование без наращивания спроса. Поскольку роста потребления не происходит, компании ищут другие пути развития, в частности, развивают экспортное направление.

Экспортерам нужна поддержка

Производители оказываются в сложной ситуации. В то время как в странах СНГ хорошо относятся к российским препаратам, условия выходв на европейском рынке крайне жесткие при высокой конкуренции. И выйти на него компания может при условии государственной поддержки, например, различных налоговых льгот, субсидий, грантов, вывозных пошлин.

MAN6447Лилия Титова, исполнительный директор СПФО, сказала: «Одна из стратегических задач разрабатываемой в настоящее время Стратегии «Фарма-2030» – увеличение экспорта лекарственных препаратов и субстанций. Это же направление является основой национального проекта «Международная кооперация и экспорт», рассчитанного на 2018-2024 годы, в основе которого лежит экспорт несырьевых товаров. Бюджет проекта в 957 млрд рублей должен стать поддержкой бизнесу. И в этом отношении лекарственные препараты – пример того, что может экспортировать российская фармацевтическая промышленность. Разработан ряд мер поддержки экспортеров. Например, одной из мер поддержки стала работа через Российский экспортный центр, предлагающий различные варианты сопровождения вывода препаратов на зарубежные рынки. Сегодня наиболее востребованными также являются финансовые меры поддержки отечественных производителей, обозначенные в ряде постановлений Правительства РФ, в соответствии с которыми производители используют субсидии на клинические испытания и разработку субстанций. Именно на создание субстанций и инновационных препаратов должен быть ориентирован экспорт, поскольку на международном рынке нет дефицита в выборе поставщиков и продуктов, и мы можем выйти на этот рынок, только предложив уникальные разработки».

Перспективные направления

К 2025 году фармацевтический рынок ЕАЭС станет единым. Для этого уже сейчас идет большая работа регуляторных органов и компаний. Инспекторы пяти государств-членов ЕАЭС обмениваются опытом, чтобы процедуры шли в едином русле. При этом вопрос ценообразования на лекарства не входит в компетенции Общего рынка и регулируется каждым государством отдельно.

Инновационные высокотехнологичные продукты входят в список Минпромторга, позволяющий участвовать в программах получения производителем компенсации. Вакцины не входят в эту категорию, хотя для них требуются особые транспортные условия, соблюдение условий холодовой цепи, и у них есть своя ниша на международном рынке, которую могут занять российские фармпроизводители. Таким образом, экспорт вакцин остается одним из приоритетных направлений интеграции в мировой фармрынок, поскольку в остальном рынок наводнен дженериками, с которыми экспортируемому лекарственному средству крайне трудно конкурировать по цене.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter