По данным компании IQVIA, в настоящее время российский фармрынок демонстрирует устойчивый рост. За первые 7 месяцев 2019 года его общая динамика составила +16% в рублях, что в 4 раза больше, чем в прошлом году. Каковы ключевые тренды? За счет чего растет рынок? Как долго этот рост будет сохраняться?

Рост ВВП и низкая инфляция

По данным Росстата, после провальных 2014-2015 гг. ВВП России растет. Сегодня по объемам ВВП наша страна занимает 12-е место и соседствует с одной из крупнейших развивающихся экономик – экономикой Кореи. Однако по размеру ВВП на душу населения мы находимся лишь в четвертой десятке среди не самых развитых стран. Положительный рост ВВП пока не позволяет нам догнать даже развивающиеся страны, что уж говорить о странах развитых.

Прогнозируемая в этом году инфляция составляет всего 5%. И хотя это довольно низкий уровень, сопоставимый с показателями 2014-2015 гг., однако при текущем уровне располагаемых доходов населения с тенденцией к их падению даже такая инфляция считается высокой и напрямую влияет как на потребительские рынки, так и на фармрынок, поскольку 2/3 российского фармацевтического рынка финансируется из денег потребителя.

Концентрация аптечных сетей

Сегодня все аптечные сети отмечают сокращение спроса, и необходимость искать новые подходы к управлению портфелем, ассортиментом и ценообразованием. На этом неблагоприятном фоне отмечается дальнейшая концентрация аптечных сетей. На текущий момент Топ-10 сетей уже занимают порядка 50% на рынке, при этом их доля продолжает расти, увеличивается их вес, укрепляются переговорные позиции с другими участниками рынка. В отсутствие регулирования их концентрации, эта сила неконтролируемо растет, отмечают эксперты.

Инициативы об ограничении доли аптечных сетей и маркетинговых соглашений только начали появляться.

«Даже если эти меры в каком-то формате будут реализованы, вряд ли это сильно повлияет на фармрозницу и изменит рынок, – считает руководитель департамента по развитию бизнеса компании IQVIA Антон Каляпин. – Слишком многообразны возможные варианты трейдмаркетинга и соглашений между производителями, дистрибьютерами и фармацевтической розницей».

По мнению эксперта, растущую концентрацию аптечных сетей могут в какой-то степени сбалансировать не принадлежащие традиционному ритейлу и традиционным товароуправляющим цепочкам альтернативные каналы продаж, включая Интернет-площадки на Яндексе и mail.ru, которые продолжат развиваться.

Снижение цен на ЖНВЛП

Игроки российского фармрынка давно ждут нового регулирования, но полной перерегистрации цен до сих пор не произошло. «Ползучая перерегистрация» носит, скорее, точечный характер, отмечают эксперты. Как результат – снижение цен на лекарственные препараты из сегмента ЖНВЛП. Ответная реакция рынка – управление референтными ценами в странах, используемых для сравнения. И это лишь один из вариантов реакции фармпроизводителей.

«Снижение цен на ЖНВЛП не приведет к увеличению потребления этих препаратов, – уверен Антон Каляпин, – поскольку в розничном канале у потребителей просто нет денег, плюс очень высокая конкуренция на всех каналах продаж. Если снижение цен на фармпрепараты и привело к увеличению потребления, это скорее нишевые истории».

Даже если легализуют интернет-торговлю лекарствами, и 10-15% от общего объема розничных продаж в первый год перейдет в диджитал, это не приведет к дополнительному росту розничного рынка и существенному увеличению потребления, заключают эксперты.

Повальный уход с рынка дешевых лекарственных препаратов стоимостью ниже 100 руб. сильно преувеличен. По данным IQVIA, с 2016 года по настоящее время только 12% дешевых препаратов ушло с рынка. Однако на уроне отдельной аптеки или отдельной аптечной сети наверняка этот процент будет больше. При этом 5,5% дешевых лекарственных средств перешли в более дорогую категорию, и эти 5,5% делали примерно 11% от общего оборота.

Рост оригинаторов

В настоящее время основной рост фармрынка идет за счет госсегмента (+36%). Динамика роста в рознице существенно ниже – на уровне 5%.

Основной драйвер роста – портфель, востребованный в госсегменте, главным образом – онкопрепараты.

Анализ динамики рынка за 2016-2018 гг. показал, что оригинальные инновационные лекарственные препараты росли не сильно быстрее дженериков. Однако в первые 7 месяцев текущего года отмечен их небывалый рост (+12%), прежде всего, за счет госканала. Расширение программы 7 высокозатратных нозологий до 12-ти привело к дополнительному финансированию госзакупок оригинаторов. Деньги, выделяемые на лечение орфанных заболеваний увеличили, и закупки пошли на удивление быстро.

Высокий темп роста оригинальных препаратов, несколько затмил рост дженериков (+7%), которые в этом году тоже несколько ускорили свой рост, но не за счет госсектора, а за счет ритейла.

Падение ОТС и взлет RX

Первые 7 месяцев текущего года демонстрируют беспрецедентную динамику рынка рецептурных препаратов (RX), которые по темпам роста в 10 раз опередили безрецептурный сегмент (ОТС).

Такой гигантский разрыв эксперты напрямую связывают с госпрограммами, но не только с этим. Сегодня половина рынка рецептурного сегмента входит в список ЖНВЛП. Инфляция ведет к росту рынка. Присутствует и структурный сдвиг, но это переход не с более дешевых препаратов к более дорогим – с дженериков на оригинальные, а с менее объемных упаковок на более объемные, которые, в конечном счете, позволяют потребителю экономить. Положительный вклад в рост RX-сегмента вносят и новые упаковки.

Безрецептурные препараты (ОТС) демонстрируют противоположную динамику. Последние 2 года в ОТС-сегменте идет катастрофическое снижение продаж и объемов потребления в упаковках (–7,5% по сравнению с прошлым годом), при этом в деньгах наблюдается 2%-ый рост, но это практически стагнация. Снижение потребления в натуральном выражении безрецептурных препаратов тянет ОТС-сегмент вниз. При этом ни инфляция, ни индекс структурного сдвига, ни новые продукты не могут полностью компенсировать столь сильное падение.

Факторы роста

Однако и в ОТС-сегменте не все так плохо, утверждают эксперты. Во многом положительная динамика рынка объясняется и успешными лончами (запуском новых продуктов), которые компании осуществляют в последнее время.

За первые 7 месяцев текущего года количество новых продуктов практически по всем категориям меньше, чем количество препаратов, которые появляются в рамках расширения линейки. Причем, разница – более чем в 2 раза. И дело не в объеме рынка, а в количестве новых фармпродуктов, которое в этом году на 20-30% меньше, чем в прошлом.

В среднем же, Топ-10 лончей в ОТС-сегменте дают примерно в 4 раза больше продаж, больший прирост рынка и больший возврат, чем Топ-10 лончей в RX-cегменте. При этом новых продуктов в RX-сегменте, в целом, больше, но объем денег, которые лончи привносят в ОТС-сегменте, гораздо выше, поскольку топовые лончи в ОТС гораздо больше по объему, чем в RX.

Если сравнить средний прирост по безрецептурным группам за последние 3 года с краткосрочным приростом за первые 7 месяцев 2019 года, можно увидеть, что практически все основные категории фармпрепаратов, которые в той или иной степени востребованные в госсегменте, ускорили рост, за исключением сегмента противопростудных препаратов, который сокращается на протяжении последних 3 лет. Лидеры ускорения роста – онкологические препараты: +70% к продажам прошлого года.

Лидеры рынка

По итогам первых 7 месяцев 2019 года практически все игроки рынка демонстрируют более высокие темпы краткосрочного роста, чем в 2016-2018 гг. Из 150 фармацевтических компаний, представленных на нашем рынке, лидерами по темпам роста за последние 3 года и первые 7 месяцев текущего года выступают одни и те же игроки. Среди них практически нет иностранных, в основном, это российские мультидженериковые компаниии, многие из которых в последние годы растут высокими темпами. У ряда из них широкий портфель, который представлен во многих терапевтических категориях, но есть и компании, которые играют в своем нишевом сегменте и, грамотно управляя портфелем, демонстрируют рост как в денежном, так и в натуральном выражении. При этом крайне редко Топ-10 компаний растет быстрее рынка. Обычно они растут на уровне рынка и даже меньше, а рост приходит из 2-4-й десяток.

Оптимистичный прогноз

По оценкам IQVIA, прирост российского фармрынка в 2019 году составит 7% к прошлому году, в 2020-м темпы роста замедлятся до 5,7%. При этом несколько усилится розничный канал, однако основной вклад в прирост рынка будет давать государственный сегмент, который в текущем году вырастет практически на 9%, а в следующем – на 7%.

Анализ опубликованных планов-графиков госзакупок за 2019 год в топ-категории показал, какую долю из опубликованного бюджета уже разыграли, а какую – еще предстоит разыграть в этом году.
В сегменте-лидере «онкология» более 85% бюджета в этом году уже разыграли, но 13% еще будут разыгрывать. Препараты для лечения сахарного диабета, системные антибактериальные и антитромбические препараты – вошли в тройку анти-лидеров, у которых от 1/5 до ¼ объема закупок, присутствующих в планах-графиках, еще не разыграны в этом году.

В коммерческом сегменте динамика рынка в этом году составит 5-6%. Но если в рублях рынок растет, то в упаковках – падает. Основным драйвером рынка остается RX-сегмент, тогда как продажи безрецептурных лекарств тормозят рост рынка. И хотя ОТС-препараты растут в цене, и у них позитивные факторы роста – инфляция, лончи, переход в более дорогую категорию, но за счет снижения потребления все это не сильно влияет на общую динамику рынка.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter