Косметика – неотъемлемая часть нелекарственного ассортимента аптеки, прошедшая обязательную сертификацию, что гарантирует её качество и безопасность. Аптечная косметика решает как эстетические, так и дерматологические проблемы, то есть способствует быстрому восстановлению кожных покровов, лечению, а также профилактическому уходу. Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), в январе-сентябре 2019 года ёмкость рынка косметики сократилась на 0,4% в стоимостном выражении и на 5,3% в натуральном эквиваленте относительно аналогичного периода 2018 года. За первые девять месяцев продажи косметических средств через розничный сегмент составили 137,3 млн упаковок стоимостью 33,3 млрд рублей. Темпы прироста рынка в динамике замедляются.

При анализе ежемесячных данных можно отметить, что в 3-м квартале объём реализации косметики в рублях стал расти относительно прошлого года. Наиболее удачным месяцем для рынка стал сентябрь – продажи выросли на 7,5% в рублёвом выражении и на 6,5% в натуральном. Самое значительное падение произошло в мае (-8,2% в рублях и -12,7% в упаковках).

Структура продаж аптечной косметики

Классификация косметических средств довольно разнообразна – по цене, назначению, каналам продвижения и т. п. По типам аптечную косметику можно разделить на три основные группы:

  • Селективная косметика (премиум и люкс-класс) – дермокосметика, т. е. средства, характеризующиеся наличием специализированных линеек, чётко разделённых между собой и предназначенных для определённого состояния кожи или волос (Librederm, La Roche-Posay, Vichy);
  • Лечебная (активная) косметика – косметика с заявленным лечебным эффектом, к ней относятся марки «Лошадиная Сила», «Софья», «Алерана»;
  • Косметика (mass-market) – доступная по цене косметика; аптеки не являются основным каналом сбыта для данного вида косметических средств (Johnsons, Garnier, Nivea и др.).

Селективная косметика обеспечила падение объёма реализации косметических средств на аптечном рынке. Как результат, доля данного сегмента сократилась с 36,1% до 35,2%. В натуральном выражении вес премиальной косметики заметно ниже – 9,9%, но отрицательный прирост также был самым значительным – 8,2% за год. Такая динамика обусловлена в большей мере марками Librederm (-15,7% в руб.) и Vichy (-5,9%).

Сегмент активной (лечебной) косметики стабилен – его ёмкость выросла на 1,2% в денежном и на 0,8% в натуральном эквиваленте. Данная группа преобладает на рынке косметических средств, и занимает 50,0% рынка в рублях (объём реализации вырос на 2,0%) и 57,8% в упаковках (-4,0%). По итогам первых девяти месяцев 2019 года в аптеках было реализовано 800 брендов лечебной косметики от 437 производителей (4 140 полных наименований).

Для mass-market косметики аптека не является основным каналом продвижения. Однако этот подсегмент занимает 32,2% рынка в натуральном выражении и пользуется популярностью у потребителей, так как представлен достаточно бюджетными средствами. Поэтому доля в рублях mass-market косметики составляет только 14,8%.

Средняя стоимость косметического средства в розничных ценах аптек в январе-сентябре 2019 года составила 243 рубля за упаковку. При сравнении с аналогичным периодом 2018 года цена выросла на 5,1%. При рассмотрении рынка по сегментам можно увидеть, что все категории выросли в цене. Стоимость одной упаковки активной косметики стала дороже на 6,2%, цены на премиальные средства и косметику из масс-маркета выросли на 5,7% и 4,6% соответственно.

Аптека предлагает клиентам огромный выбор косметических средств в различных формах выпуска и с различным целевым предназначением. Самой востребованной косметикой оказалась универсальная (на её долю пришлось 35,4% объёма продаж в упаковках). Это не удивительно, так как в структуре универсальных косметических средств более половины рынка занимают бренды лечебной косметики. В рублях также наибольший вес у многофункциональных косметических средств – 19,9%.

Универсальные средства (-7,6% в упаковках), а также средства для лица (-4,9%) показали наибольший темп снижения в натуральном выражении среди всех групп косметики. В стоимостном эквиваленте максимальное падение объёма реализации было отмечено у средств для лица (-5,5%). При этом продажи средств для волос и кожи головы, а также косметики для тела выросли на 4,2% и 3,2% соответственно.

За первые 9 месяцев 2019 года в аптеках было реализовано 13,6 млн упаковок селективных средств на сумму порядка 11,7 млрд рублей (в розничных ценах). Это на 2,9% меньше, чем за аналогичный период 2018 года, в стоимостном выражении и на 8,2% меньше в натуральном. Только у четырех брендов выросли объёмы продаж относительно прошлого года.

Активная косметика позиционируется производителями как средства, которые помимо решения эстетических задач обладают также и лечебным эффектом. Данная группа косметики занимает лидирующее положение на аптечном рынке. Основную долю в продажах этой группы ассортимента занимают позиции, используемые при растяжениях, ушибах, заболеваниях суставов воспалительного характера (доля 12,1% в руб.), при различных повреждениях и заболеваниях кожи – трещинах, ссадинах, порезах, ожогах (8,8%), для склонной к аллергическим реакциям кожи (8,3%).

На ТОП-10 брендов приходится 26,9% продаж категории активной косметики, что заметно ниже, чем в сегменте селективных марок (92,5%). Это в том числе связано и с тем фактором, что линейки селективной косметики всегда довольно широкие и призваны решать разные проблемы. Бренд активной косметики в основном продвигается для решения одной конкретной «задачи». Поэтому данная категория довольно широкая: на аптечных полках можно найти около 800 брендов лечебной косметики.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter