По данным аналитического маркетингового агентства DSM Group, в России на данный момент работает 56 тыс. аптечных учреждений — это примерно вдвое меньше, чем по официальным данным. Точной цифры не назовет никто. Найдется ли в условиях процветания ритейла место для обычной аптеки? Не огромной аптечной сети из сотен организаций, дружащих и любимых производителями лекарственных средств и дистрибуторами, а небольшой сети или даже одиночной аптеки?

Всем понятно, что однозначного ответа на этот вопрос нет. А для того, чтобы оценить те или иные вероятности, начнем с беглого обзора положения в ритейле.

Аптека. Обратный отсчет

Объем фармацевтического рынка в России аналитики оценивают в 1309 млрд руб, из них 75% приходится на аптечный рынок. По расчетам DSM Group, за десять месяцев нынешнего года рынок дал прирост в рублях в 4%. Но радоваться тут особо нечему, поскольку произошло это за счет инфляции, а в упаковках рынок даже сократился на 1%. Для бизнеса небольшой сети или самостоятельной аптеки и 1% — это вполне существенное сокращение. Идет практически повсеместное падение спроса и отток покупателей.
Изменяется и структура потребления лекарственных препаратов: увеличиваются продажи дешевых дженериков и препаратов в больших упаковках. Это и понятно, в период кризиса население пытается экономить.
Как распределился аптечный спрос? В общем объеме аптечных продаж лекарственные средства составляют 77%, БАДы — 5%, косметика — 5%, диагностическое оборудование — 2%, изделия медицинского назначения — 2%, предметы ухода за больными — 1%, другие товары — 8%.

Чем хуже — тем лучше?

Позиция «предметы ухода за больными» — занимает особое место в этом ряду. Продажи в ней росли не просто впереди среднерыночных, они увеличились за год на 30%! О причинах можно догадаться: чем сложнее и хуже положение в госпитальном секторе, тем активнее динамика продаж в данной группе товаров. Потребители просто вынуждены обеспечивать больных родственников средствами ухода. Соответственно, и в аптеках наценка на данную группу товаров могла быть повышенной.
Как вообще вела себя в продажах эта экономическая позиция — наценка? «В 2015 году средняя наценка в аптеке составила 34%, а в 2016 — 31%, — рассказывает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. — За пять лет в целом ритейл потерял 6% наценки, и соответственно, сократилась аптечная прибыль. Парафармацевтика дешевела в целом медленнее других групп. У этой группы товаров средняя наценка была 31%, а стала 29%. На рецептурные препараты наценка сокращалась быстрее всего, но эта группа лекарственных препаратов и в целом дороже других. Группа ОТС препаратов показала сокращение наценки на 1%, а группа RX лекарств — падение наценки в 5%».
Не секрет, что в целом российские препараты дешевле импортных в несколько раз. Население в 2016 году активно переходило на дженерики, причем на самые дешевые, небрендированные. В раскрутку брендов, вкладываются немалые деньги, и, соответственно, цена на препарат будет более высокой.
Дешевые — на выход!
Теперь об ассортименте. Не факт, что при выкладке на аптечный прилавок тысячи наименований препаратов спрос резко вырастает. «До 80% оборота аптеки делают 610 брендов, — уточняет Сергей Шуляк, — еще 4,5 тыс. — приносят деньги, но существенно меньшие. Но всего на рынке сейчас 28 тысяч наименований, и все их выложить одновременно невозможно».
Самыми выгодными оказались лекарственные препараты с ценой больше 500 руб. И аналитики предупреждают, что уже совсем скоро начнутся у населения проблемы с лекарствами дешевле 50 руб., поскольку происходит вымывание их и с рынка, и из перечня ЖНВЛП. Эксперты утверждают, что в 2015 году более сотни позиций дешевых лекарств уже были сняты с производства. Индексации на них не было, зато присутствуют параллельно более дорогие аналоги, которые и перетянули на себя спрос.

Кто лидер?

«В пик простудных заболеваний высоким спросом пользовались антибиотики и противопростудные препараты, на них можно было ставить максимальную надбавку, — комментирует Сергей Шуляк. — На парафармацевтику наценки высокие. На средства по уходу за больными наценка ритейла составила вообще 78%, поскольку сохранялся повышенный спрос. На дорогие косметические бренды аптекам приходится давать низкую наценку, иначе они не раскупаются».
Что касается продаж БАДов, они снижаются вместе с рынком.

Чего ждем?

Итоги работы ритейла в IV квартале 2016 года будут лучше, чем прошлогодние, прогнозируют эксперты, так как в 2015 году не было эпидемии гриппа. В целом по прогнозам аналитиков, в 2017–2018 годах рынок обещает подрасти на 5–7% в целом. В уходящем же году хорошим результатом будет увеличение на 4–5%, и большего роста ждать просто неоткуда: покупательный спрос падает, и рынок остается на низком уровне. Но продаж автомобилей или бытовой электроники вообще сократились вдвое, так что ситуация на фармрынке еще не настолько плоха.

По мнению директора Института здравохранения ВШЭ Ларисы Попович, втрое увеличится продажа дженериков, по сравнению с продажами оригинальных препаратов. Это общая тенденция, но в России процесс будет особенно заметен, поскольку в стране доступны только 30% новых лекарств. Драйвером фармрынка будут препараты онкологического профиля – на них придется до 11% госбюджета всех лекарственных госпрограмм.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter