В первом полугодии количество выявленных антимонопольной службой картельных сговоров увеличилось на 22% — до 205, большая их часть относится к сговору на торгах, сообщили в ФАС.

За шесть месяцев с начала 2017 года Федеральной антимонопольной службой возбуждено 231 дело по статье 11 о запрете на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия закона о защите конкуренции (в первом полугодии 2016 года таких дел было 222), большая часть из них приходится на картели — 205 дел (рост на 22%, со 168 дел в прошлогоднем первом полугодии), из них 161 дело приходится на сговоры на торгах (рост на 6,6%).

По данным ФАС, большая часть картелей в первом полугодии 2017 года пришлась на здравоохранение (17,8%). Если сравнивать с первым полугодием 2016 года, то по картелизации лидировало опять же здравоохранение (18%).

«В абсолютных цифрах ущерб (от картелей. — RNS) посчитать нельзя. Можно сказать, что влияние картеля на цену — от 20% до 40%. То есть картель повышает цену на эти значения, и на торгах на этот показатель цена могла бы быть ниже», — прокомментировали в ФАС потенциальный размер убытков от картелизации экономики.

Большая часть выявленных ФАС картелей не относится к сфере малого предпринимательства, констатирует начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенищев. «Картели на торгах посягают как на конкуренцию, так и на рациональное и справедливое распределение государственных средств. В таких условиях участие компаний, формально подпадающих под критерии малого бизнеса, в картелях на торгах несет в себе повышенную общественную опасность», — подчеркнул Тенищев.

Ежегодно государство и компании с госучастием закупают продукцию и услуги на сумму более 30 трлн руб., напомнил он.

ФАС отмечает, что продолжают расследоваться и вскрываться масштабные сговоры на торгах лекарствами и медизделиями по всей России.

Дела о картелях являются одними из наиболее сложно доказуемых, поскольку средства обмена информацией между участниками сговора сильно прогрессировали, отмечает юрист Vegas Lex Анастасия Чередова: даже внезапные проверки могут не принести результата. Поэтому чаще всего картели выявляются в ходе закупок, соглашается главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве Валерий Абрамов. Картели организуют компании, занимающие монопольное положение на рынке, то есть крупный бизнес, а также предприятия, связанные с монопольным владением лицензиями, например, в фармацевтической отрасли, указывает Абрамов.

Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев считает, что ФАС неверно относит к картельным в том числе дела по малому бизнесу, несмотря на то, что во всем мире картелями называется сговор крупных участников, формирующих рынок. «Полагаю, что ФАС классифицирует как картель схожее рыночное поведение. При этом основным доказательством являются показания одного из участников такого «сговора». Кажется, раскрытие картельного сговора уже превратилось в инструмент устранения конкурентов», — говорит Кюрджев.

Партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Магомед Газдиев затрудняется оценить динамику и масштаб картелизации экономики исходя из статистики ФАС по числу дел — так, в прошлом году только один сговор касался поставок медикаментов сразу на 700 аукционах, другой картель был обнаружен на 18 аукционах по поставке обмундирования для силовых структур на общую сумму около 3,5 млрд руб.

По его мнению, проблема заключается в том, что «эффективных мер воздействия на правонарушителей действующее законодательство не содержит». «Это касается как административной, так и уголовной ответственности. Дивиденды, получаемые участниками сговора в результате образования картеля, кратно превышают риски возможного административного воздействия. Кроме очевидной финансовой выгоды, они получают возможность монополизации рынка», — объясняет юрист, отмечая и другой риск: экономически сильные компании уступают место тем, кто обладает большим административным ресурсом.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter