Исчез последний барьер, который сдерживал полноценное функционирование единого фармацевтического рынка стран ЕАЭС.
Президент Кыргызской Республики подписал Закон КР «О ратификации Протокола о присоединении Республики Армения к Соглашению о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза» от 23 декабря 2014 года, подписанного 2 декабря 2015 года в Москве.
Его участники постепенно перейдут на работу по новым, более совершенным, правилам, что, должно положительно сказаться на качестве, безопасности, эффективности лекарственных средств и медицинских изделий. Однако, как создание единого фармацевтического рынка повлияет на ситуацию на локальных рынках и как скажется на физической и экономической доступности фармпродукции, пока неизвестно.
Ответить на эти вопросы попытались аналитики компании QuintilesIMS. Результаты этого исследования бюыли озвучены руководителем направления консультирования по России и СНГ компании QuintilesIMS Андреем Савиным на Фармацевтическом форуме стран ЕАЭС и СНГ.
На практической сессии – дискуссии «Существующие вопросы и сложности, с которыми сталкивается индустрия, работая на рынке ЕАЭС» Андрей Савин (QuintillesIMS) отметил, что у многих стран, входящих в ЕАЭС, есть система ценового регулирования цен, например, в Казахстане вводится в 2017 г, в РФ цены уже регулируются по определенным сегментам. Однако ценовое регулирование может привести к дефициту лекарственных средств. Еще одна сложность при работе на рынке ЕАЭС, это валютные изменения в странах - участницах, которые, несомненно, будут влиять на потоки товара между странами ЕАЭС, сообщает www.eurasiancommission.org
В настоящее время членами Евразийского экономического союза являются пять стран –Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения. На их территории проживает 180 млн человек. Совокупный ВВП этих пяти стран составляет $1,5 трлн, что соответствует пятой позиции в рейтинге ведущих мировых экономик.
В сумме по итогам 2016 годаобъем фармацевтического рынка стран ЕАЭС составил $17,2 млрд. Львиная доля (в зависимости от курса валют 80-85%) объединенного рынка принадлежит России ($14,7 млрд). Долю в 7% ($1,3 млрд) занимает Казахстан, 5% ($0,8 млрд) — Беларусь, 2% ($0,3 млрд) — Кыргызстан и 1% ($0,1 млрд) — Армения.
Безусловно, работа в условиях единого рынка изменит конкурентный ландшафт. Возникнут угрозы и новые возможности для отечественных и зарубежных производителей, а также дистрибьюторов фармацевтической продукции. При этом с точки зрения аналитиков компании QuintilesIMS, самые глубокие последствиядля локальных рынков будут связаны с регуляторными решениями в трех ключевых областях:
гармонизация регистрационных процедур,
статус локальных производителей и его распространение на производителей других государств-членов в плане преференций при закупках,
влияние ограничений по конкуренции (или их отсутствия) при редистрибьюции товаров, т.е. параллельном импорте.
Поэтому в ходе исследования анализировалось именно их влияние на уровень цен, объемы и структуру рынков. При этом розничный сегмент и сегмент государственных закупок рассматривались отдельно, а ассортимент лекарственных средств был разделен на группы:
в розничном сегменте: (а) отдельные оригинальные бренды ибрендированные дженерики и (b) препараты, имеющие разницу в цене более 15-20%, которые могут стать предметом трансграничной торговли и параллельного импорта;
в сегменте государственных закупок: (а) отдельные оригинальные молекулы, (b) препараты, имеющие конкурентное окружение (предлагаются 3-мя и более производителями) и (с) препараты, имеющие разницу в цене более 10%.
Исследованием были охвачены препараты, которые продаются на нескольких рынках и имеют наибольший объем продаж – Топ 25 оригинальных брендов и брендированных дженериков.
К числу основных факторов, которые оказывают влияние на уровень цен, относятся:
параллельный импорт;
колебания валютных курсов;
ставки НДС и уровни маржи в цепочке поставок;
обусловленные различиями в структуре рынков.
Исследователи отмечают, что разница в ценах на лекарства между странами ЕАЭС более выражена в розничном сегменте, чем в сегменте государственных закупок. Цены на некоторые препараты отличаются в разы, а в ряде случаев — в 5-10 раз. Так, на препараты, входящие в Топ-5 ТН по объему розничных продаж в стоимостном выражении по итогам 2016 года, различия в максимальной и минимальной цене за дозу препарата были следующими: Кагоцел — в 1,8 раз, Актовегин – в 2,1 раза, Ингавирин – в 2,2 раза, Кардиомагнил – в 2,3 раза, Детралекс — в 3,3 раза. В Топ-5 МНН (международных непатентованных наименований) в сегменте государственных закупок максимальная цена на препарат ленаниномид превышала минимальную в 1 раз, на ритуксимаб – в 1,3 раза, на транстузумаб — в 1,5 раз, на инсулин гларгин – в 1,6 раз, на бортезомиб – в 2,1 раза. Разница в ценах открывает большие возможности для редистрибьюции товаров из стран, где они стоят дешевле в страны, где они дороже. Важно, что такое перераспределение потоков импорта приведет к выравниванию цен. Однако все это станет возможным только в случае отсутствия барьеров для параллельного импорта.
В ходе исследования было показано, что огромное влияние на ситуацию в условиях единого фармацевтического рынка окажетпараллельный импорт. Но редистрибьюция товаров повлияет по-разному на аптечный сегмент и сегмент государственных закупок. В случае отсутствия барьеров для редистрибьюции на розничном рынке перераспределением товаров будет затронуто примерно 23,5% ($2,7 млрд) ассортимента, а в сегменте государственных закупок — 88% ($4,9 млрд).
Динамика курсов валют стран ЕАЭС в значительной степени зависит от цен на нефть и газ. Их резкое падение в 2015 году привело девальвации национальных валют. Эти колебания сильно повлияли на товарные потоки между Казахстаном и Россией. В настоящее время курсы валют в странах ЕАЭС стабилизировались и синхронизировалась, но стали больше соответствовать российским тенденциям. Но, несмотря на наличие корреляции между курсами валют, разница, которая существует, создает предпосылки для перераспределения товаров на рынках ЕАЭС.
Ожидается, что в условиях единого рынка произойдет выравнивание конечных цен на лекарства. К тому же между государствами-членами ЕАЭС будет согласована ставка НДСна этот вид товара. В настоящее время НДС на лекарства в Казахстане и Беларуси отсутствует, в Армении его величина составляет 20%, в Кыргызстане – 12%, в России – 10%. Если ставки НДС не будут выровнены, то создадутся условия, при которых страны с более низким НДС станут более привлекательными для дистрибьюторов. Ведь при усредненных конечных ценах в этой ситуации они будут получать большую маржу. Это может привести к дефициту продукции в странах с более высоким НДС. Между тем, не все страны готовы на введение единой ставки НДС. Государства с высоким уровнем НДС не хотят снижать его, так как при этом снизятся налоговые поступления. Казахстан опасается, что введением НДС ухудшится положение локальных фармпроизводителей. Так или иначе введение/изменение в сторону повышения или уменьшения ставки НДС повлияет на цены на лекарства во всех странах. Но это воздействие будет разовым.
В условиях усредненных конечных цен дистрибьюторы могут предпочесть закупать товар в тех странах, где производители продают его по наименьшим ценам. При этом их могут отпугнуть высокие затраты на логистику и неразвитая инфраструктура, что также может сказаться на экономической и физической доступности лекарственных средств.
Согласно прогнозам аналитиков QuintilesIMS,только за счет выравнивания конечных цен совокупный объем фармацевтического рынка стран ЕАЭС сократится на 6%с $17,2 млрд в 2016 году до $16,2 млрд в перспективе. Причем, наибольшее воздействие будет наблюдаться в сегменте государственных закупок. Предполагается, что его суммарный объем в рамках ЕАЭС сократится на $1 млрд. Не столь критично, но тоже уменьшится в объемах и розничный рынок. Он потеряет $100 млн. Это дополнительная экономия, которая будет получена потребителями и бюджетами государств за счет выравнивания цен и гармонизации рынков. При этом наибольшую выгоду от единого рынка получат потребители России, Казахстана и Беларуси. Так как 76% ($788 млн) от «потерянного миллиарда» придется на Россию, 17% ($176 млн) — на Казахстан, 5% ($56 млн) – на Беларусь. На Кыргызстан и Армению придется лишь по 1%.
В разрезе терапевтических групп наибольшему влиянию с точки зрения снижения цен будут подвержены противоинфекционные препараты (группа J) и противоонкологические средства и иммуномодуляторы (группа L).
Функционирование единого фармацевтического рынка подразумевает гармонизацию процедуры регистрации лекарств и ее признание рынках стран ЕАЭС, поэтому препараты, которые были зарегистрированы в одной стране смогут продаваться в других странах. Наибольшее количество продуктов зарегистрировано в России и, если все они будут выведены на рынки стран ЕАЭС, то ассортимент препаратов расширится, особенно в сегменте государственных закупок. Это создаст условия для расширения ассортимента и новых покупок (особенно, в сегменте государственных закупок), а, значит, приведет к росту объема рынка на 2% в натуральном выражении. В большей степени этот эффект проявится в Казахстане и Беларуси. В Армении и Кыргызстане в силу малой емкости рынков этот эффект будет выражен в меньшей степени.
В настоящее время все страны ЕАЭС оказывают поддержку отечественным производителям. При этом наиболее действенным инструментом поддержки являются преференции при государственных закупках. Из всех государств-членов ЕАЭС пока лишь Россия предоставила статус «локального» всем производителям Союза. Анализ показал, что цены на некоторые лекарственные средства, производимые в Казахстане и Беларуси, ниже, чем в России. Это означает, что они могут выиграть в тендере и увеличить свои объемы производства и продаж. Для российских производителей это, наоборот, потери, а для зарубежных – вообще выход из системы торгов. В результате доля продукции локальных производителей в натуральном выражении в сегменте госзакупок в России возрастет на 26%.
Суммируя все эффекты, аналитикиделают вывод, чтоединый фармацевтический рынок приведет к снижению цен на лекарственные средства и главной движущей силой этого процесса станет параллельный импорт. Причем, в большей степени этот эффект будет выражен в сегменте государственных закупок. Выравнивание цен принесет потребителям (правительствам и населению) экономию в 6%. Для фармацевтических производителей это потери, однако они частично компенсируются гармонизацией процедуры регистрации лекарственных средств.
В целом, учитывая потери из-за выравнивания цен и экономию, которую принесет гармонизация процедуры регистрации, доходы от текущих продаж фармпроизводителей могут сократиться на $0,5 млрд (-3% от сегодняшнего объема рынка). Правила локализации в России обеспечат 26%-й потенциал роста для казахстанских и белорусских производителей.
Важным фактором являются ставки НДС. Страны с более низкой ставкой будут более привлекательными для дистрибьюторов. При этом на рынках с высокой ставкой НДС может возникнуть товарный дефицит.
Единственным исключением является Россия. Ввиду большой емкости этого рынка и развитой фармацевтической промышленности проблема физической доступности лекарственных средств здесь вряд ли возникнет.
Еще одним фактором, который может вызвать товарный дефицит являются высокие затраты на логистику и неразвитая инфраструктура. Страны с такими особенностями будут менее привлекательны для дистрибьюторов фармацевтической продукции.