Сильная коррупция, высокая инфляция, затянувшийся переход к рыночной экономике, недостаток инвестиций негативно отражаются на здравоохранении Румынии, в котором остаётся много нерешённых проблем.

Качество – слабое звено

Румыния – восьмая по величине страна Евросоюза. ВВП на душу населения составляет около $10 000, но по уровню бедности страна занимает 2 е место в Европе. Ожидаемая продолжительность жизни – 75,1 года, это ниже среднего по ЕС (80,9 года). Детская и материнская смертность почти втрое превышает средне¬европейские показатели.

Общие задачи охраны здоровья решаются на национальном уровне мин¬здравом, а районные органы здравоохранения обеспечивают гарантированный объём медпомощи, установленный центральными органами.

Ключевой игрок системы здравоохранения – Дом государственного медицинского страхования (National Health Insurance House – NHIH). Эта структура была создана в 1999 году взамен системы Н. А. Семашко, действовавшей в стране во времена социализма.

Самое слабое звено – качество мед¬услуг: на законодательном уровне оно никак не регулируется. Мониторинг оказываемых услуг фокусируется в основном на финансовых аспектах и объёме, а их качество оценивается чисто формально и только в момент подписания контракта.

IT-технологии начали внедряться в систему здравоохранения страны с 1999 года, и этот процесс до сих пор не завершён. Но с 2012 года на все рецептурные средства, подлежащие реимбурсации, выписываются электронные рецепты, а с 2015 года введены электронные карты медстрахования.

Кто оплачивает помощь

По уровню финансирования здравоохранения Румыния занимает последнее место в Евросоюзе: всего 5,6% ВВП (в России 6,6% ВВП). В пересчёте на душу населения расходы на здравоохранение составляют всего $988, в то время как средний показатель по Евросоюзу – $3379 (в России – $1687). При этом доля государственных расходов на здравоохранение составляет более 80% (в среднем по ЕС – 76%, в России – 48,1%). Большую часть государственных расходов (67%) составляют поступления из NHIH.

Доля собственных средств пациентов (доплата за медуслуги) составляет 19%, а на добровольное медицинское страхование приходится всего 0,1% бюджета здравоохранения. Больше всего пациентам приходится доплачивать за стационарное лечение. Доля доплат составляет 37,2%. Услуги частных клиник оплачиваются полностью из их собственных средств. Соплатежи пациентов за лекарства составляют до 80% от их цены, некоторые дорогие рецептурные средства приобретаются полностью за свой счёт.

Национальные программы профилактики заболеваний, некоторые виды неотложной помощи и капитальные инвестиции в здравоохранение финансируются из госбюджета. Местные бюджеты финансируют содержание и ремонт госпиталей и питание пациентов в стационарах.

ОМС по-румынски

По закону социальное медицинское страхование обязательно для всех граждан Румынии, но на практике оно охватывает только 86% населения. Страховок не имеют сезонные сельхозрабочие, неофициально работающее население, безработные, которые не состоят на учёте по безработице и не получают пособий, и цыгане, не имеющие удостоверения личности.

Застрахованные граждане имеют право на полный социальный пакет медуслуг, незастрахованные – только на неотложную помощь в опасных для жизни ситуациях, помощь при инфекционных заболеваниях и заболеваниях, которые могут привести к эпидемиям, и патронаж во время беременности.

Обязательные взносы в фонд медицинского страхования оплачивают и работники (5,5% заработной платы), и работодатели (5,2%). Самозанятое население и пенсионеры платят 10,7% от доходов, превышающих €155 (740 леев) в месяц, при этом учитываются все доходы, включая проценты по счетам и доходы от сдачи в аренду недвижимости.

От уплаты взносов на медицинское страхование освобождаются официально безработные, люди, получившие производственные травмы или профессиональные хронические заболевания, заключённые, женщины в период декретного отпуска (он длится два года, а если ребёнок инвалид, то три), беженцы, граждане, живущие на социальные пособия, монахи и другие люди, живущие или работающие в монастырях, дети и молодые люди до 26 лет на период учёбы, ветераны войн и вдовы ветеранов, жертвы политических репрессий 1945–1989 годов, пациенты с тяжёлыми хроническими заболеваниями, инвалиды и беременные женщины. Взносы за граждан этих категорий выплачиваются из бюджета.

В старых стенах на старом оборудовании

В Румынии 527 госпиталей, две трети из них государственные, построенные в 1970–80 е годы, и всё это время работали без ремонта и практически без обновления оборудования, поэтому сейчас их состояние оставляет желать лучшего.

У жителей сельских регионов доступ к медпомощи ограничен. В соответствии со Стратегией развития здравоохранения на 2014–2020 годы минздрава страны, сеть региональных госпиталей будет реконструирована. Это обеспечит доступность медуслуг жителям удалённых районов.

Количество койко-мест в госпиталях на душу населения в Румынии вдвое меньше, чем в среднем по ЕС. Среднее время пребывания в стационаре сократилось с 11,4 дня в 1990 году до 6,3 дня в 2013 м, как в среднем по ЕС. Правительство страны снижает количество койко-мест в стационарах, но при этом усиливает амбулаторную помощь и практику дневного стационара.

Медучреждения и частные врачи работают по контрактам с местными органами социального медстрахования. Частно практикующие врачи первичного звена получают оплату по смешанной системе: подушевую, которая зависит от возраста пациента, и сдельную. Частные специалисты в поликлиниках получают оплату только за оказанные услуги, а врачи госпиталей, в том числе ведущие амбулаторный приём, получают фиксированную зарплату.

Амбулаторное обслуживание обеспечивают семейные врачи общей практики, которые работают по контрактам с Фондом социального медицинского страхования. В экстренных случаях и во внерабочее время пациенты обращаются в службу скорой помощи или в отделение неотложной помощи больницы. Специализированная помощь оказывается в поликлиниках, госпиталях, лечебных и диагностических центрах, а также специалистами, работающими по контрактам с Фондом социального медицинского страхования. Стационарное лечение проводится в госпиталях, при этом в сельской местности обслуживание намного хуже. Паллиативный уход получают только 7,9% нуждающихся.

Проблемы с кадрами

В стране ощущается острый дефицит медицинских специалистов, особенно в удалённых регионах. На каждые 100 тысяч населения приходится в среднем 248 врачей и 581 медсестра, в то время как средний показатель по Евросоюзу – 347 врачей и 850 медсестёр на 100 тысяч жителей.

Многие специалисты уехали работать в другие страны Евросоюза, поскольку зарплата медицинских работников в Румынии намного ниже, чем зарплата специалистов других профессий. У врачей низкий социальный статус, ограниченные возможности карьерного роста, несоответствие между высокими требованиями к профессиональной компетенции и плохими условиями труда, которые не позволяют специалистам применять на практике профессиональные знания. Например, из-за недостатка оборудования или расходных материалов. Попытки стимулировать молодых врачей небольшим увеличением зарплаты не привели к результатам.

Лекарственное обеспечение

В Румынии широко распространены дженерики, но для регистрации стоимость дженерика не должна превышать 65% стоимости оригинального препарата. НДС на лекарства составляет 9%.

Списки лекарств, подлежащих реимбурсации, утверждает минздрав. Их стоимость частично или полностью оплачивается страховыми компаниями. В список А входят препараты (в основном дженерики), которые считаются наиболее важными и эффективными. За них пациенты доплачивают 10%. В списке В – менее важные препараты, за них пациенты доплачивают 50%.

В списке С – лекарства, которые реимбурсируются на 100%. В него входят препараты для лечения хронических заболеваний, медикаменты, оплачиваемые в рамках национальных программ, и некоторые препараты для детей, студентов и беременных.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter