Стремление к совершенству может стать угрозой для эффективной работы. О том, как бороться с проблемой перфекционизма рассказывает арт-терапевт, член Профессиональной психотерапевтической лиги и Ассоциации педагогов-художников и творческих работников Светлана Захарова.

bee300d3ceebf06859edf12f31ec8370

Перфекционист – это человек, который стремится всё делать идеально, не терпит никаких ошибок или погрешностей и требует того же и от других. На первый взгляд такой подход выглядит похвально, но на самом деле перфекционизм на рабочем месте зачастую становится большой проблемой не только для самого перфекциониста, но и для его коллег, поэтому в современной психологии термин «перфекционизм» имеет негативный смысл. Больше всего перфекционизму подвержены люди ответственных профессий: медицинские работники, преподаватели и руководители всех уровней.

Либо делать идеально, либо вовсе не делать

Прежде всего я хочу сказать, что стремление делать свою работу идеально – это ещё не перфекционизм. Если вы выполняете свои рабочие задачи своевременно и безупречно, это просто ответственное и профессиональное отношение к своим обязанностям, которое не имеет с перфекционизмом ничего общего.

Проблемы начинаются в том случае, если в стремлении сделать всё идеально вы срываете сроки сдачи работ или не выполняете свои обязательства. Другими словами, если коллеги, руководство или подчинённые (если вы руководитель) считают, что ваше стремление к совершенству неадекватно или даже абсурд­но, то это уже перфекционизм, с которым нужно бороться. Важно знать, что перфекционизм, особенно при внешнем давлении (например, со стороны руководства), может стать не только профессиональной проблемой, но и причиной хронической усталости, тревожного состояния и даже депрессии.

Перфекционисты медлят с завершением рабочих задач: они переживают, что сделали их недостаточно хорошо, поэтому несколько раз проверяют и перепроверяют. Они работают по принципу: либо делать идеально, либо не делать вовсе – середины быть не может. Но такой подход нельзя назвать правильным: неидеальный результат лучше, чем отсутствие результата вообще. Далеко не все задачи требуют идеального результата – многие нужно просто сделать, поэтому перфекционизм – проблема даже не столько психологическая, сколько этическая: это несоблюдение сроков и невыполнение обязательств.

Перфекционисты не терпят критики и очень боятся ошибок и неудач, поэтому они готовы работать сверхурочно, чтобы сделать всё идеально. Они гордятся своими успехами, но слишком критически или даже придирчиво относятся к работе коллег. Общаться с такими людьми непросто. Если ваш коллега или подчинённый перфекционист, облегчить общение с ним помогут следующие советы.

Если ваш коллега перфекционист

  • Признайте, что у этого человека кроме перфекционизма есть и положительные качества: он трудолюбив, пунктуален, содержит своё рабочее место в идеальном порядке.
  • Дайте ему понять, что вы прекрасно понимаете его стремление к совершенству, но постарайтесь объяснить, что в данном случае такой идеал не нужен – нужно всего лишь сделать работу вовремя и не тратить на неё слишком много времени и сил. Скажите ему, что вы цените его подход к работе, но подчеркните, что его перфекционизм вызывает негативную реакцию у других сотрудников, а это плохо отражается на работе в целом.
  • Если перфекционист начнёт проявлять терпимость к ошибкам и неидеальным результатам или действиям коллег, постарайтесь обязательно похвалить его за это.
  • Постарайтесь понять, что стало причиной перфекционизма вашего коллеги: может быть, в этом виноваты завышенные требования руководства, которое поставило перед ним цель добиться идеального результата? В этом случае попробуйте объяснить ему, что идеал недостижим и нужно всего лишь сделать работу полностью и своевременно.

Как бороться с собственным перфекционизмом

1. Регулярно напоминайте себе о том, что вашей целью должно быть только стремление к совершенству, а не обязательное достижение идеального результата. Вы не должны быть идеальным человеком или идеальным работником – вы имеете право не только на неидеальный результат, но даже на ошибку.

2. Не забывайте, что если вы начнёте просто хорошо выполнять свою работу и перестанете стремиться сделать её идеально, то будете чувствовать себя более уверенно, меньше уставать и больше успевать. Старайтесь просто как можно лучше делать свою работу в отведённое на это время и в рамках доступных средств.

3. Расставляйте приоритеты. Разделите все дела на важные и второстепенные, определите для себя, сколько времени вы должны потратить на каждое дело, и строго соблюдайте этот график. В первую очередь выполняйте наиболее важные дела, а потом переходите к второстепенным. Если что-то будет сделано неидеально, то никакой катастрофы не случится.

4. Чаще используйте в работе делегирование полномочий: доверяйте коллегам, но не ждите от них идеальных результатов и дайте им право на ошибки.

5. Ставьте перед собой реалистичные цели. Очень часто человек не может достичь определённых результатов, если он неправильно оценил свои силы. Если вы поставили своей целью выучить за год английский язык и для этого заниматься им каждый день, подумайте, есть ли у вас на это время. Может быть, лучше ограничиться двумя-тремя занятиями в неделю, чем переживать или испытывать чувство вины за то, что вы не успели за год достичь совершенства?

6. Цените свои успехи. Чем расстраиваться о том, что вы сделали что-то неидеально, лучше похвалите себя за то, что вы сделали это оперативно и оставили время на другие дела (или на отдых).

7. Ожидайте худшего. Прежде чем начать выполнение задания, представьте себе, что будет, если вы сделаете его неидеально. Обдумайте последствия в двух вариантах: что будет, если вы сделаете несколько несущественных ошибок, и что случится, если вы полностью провалите задание. Заранее оценив такие варианты и подготовив себя к возможным ошибкам, вы уже не будете бояться сделать что-то не так.

8. Помните, что любая ошибка – это не катастрофа. Не бойтесь рисковать: боязнь ошибок мешает личностному и профессиональному росту и делает успех невозможным, а любому серьёзному успеху обязательно предшествуют не только мелкие ошибки, но и серьёзные промахи. И ничего страшного в этом нет!

И помните, что стремление к идеалу хорошо только тогда, когда оно не вступает в конфликт с окружающей реальностью.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter