По ожиданиям аналитиков, динамика роста отечественного фармрынка по итогам 2017 года составит 7% при объёме рынка в 1,2 трлн руб.

Однако это всего лишь «средняя температура по больнице». В каждом регионе и сегменте свои, порой разительные, особенности...

Итоги мониторинга подводятся, как правило, по результатам каждого квартала. Поэтому статистика на данный момент выдаёт точные цифры, которые отражают ситуацию на фармрынке за 9 месяцев 2017 года. Государственный вклад на закупку лекарств (без учёта дополнительного ассортимента) составляет 30,8%. Из них 15,1% идёт на лекарственное обеспечение льготников, 10,7% – стационаров и 5% – на фармпрепараты для диспансеров различного профиля. Остальные 69,2% трат на лекарства берут на себя сами потребители.

Аптек стало больше

Структура фармрынка России весьма разнообразна. По итогам октября, отображающим картину всё тех же 9 месяцев, в России работает более 62,9 тыс. аптечных учреждений (АУ). Из них на локальные аптечные сети приходится 29%, на малолокальные – 20%, на региональные – 9%, на федеральные – 25%, а на одиночные аптеки – 17%.

Для сравнения: в 2016 году на этот же период было зарегистрировано 58,9 тыс. АУ. При этом локальные сети занимали 30% фармацевтического рынка, малолокальные – 21%, региональные – 13%, федеральные – 18%, а одиночные аптеки – 18%. «Эти данные свидетельствуют о количественном приросте аптечных учреждений, работающих на территории России, на 6%. Весомая цифра, особенно в условиях современной экономической ситуации», – считает заместитель гендиректора Alpha Research & Marketing Татьяна Литвинова. Она же обращает внимание на долю продаж лекарственных препаратов в рублях в различного типа аптечных учреждениях. Тут картина такова: 29% оборота приходится на локальные аптечные сети, 28% – на федеральные, 18% – на региональные, 13% – на малые локальные сети и 12% – на одиночные аптеки.

В регионах своя специфика

«Вот уже который год ведутся вполне обоснованные разговоры о слияниях и поглощениях на российском розничном фармрынке. Однако в разных регионах страны в этом отношении своя спе­цифика, часто резко контрастирующая с общим трендом укрупнения аптечных учреждений», – констатирует Татьяна Литвинова. И приводит конкретные примеры. Самый яркий из них – статистика, отражающая долю аптечных продаж лекарственных препаратов по одиночным аптекам. В Приволжском ФО на их долю приходится лишь 7% от всего числа продаж, в Северо-Западном – 8%, в Уральском – 9%, в Сибирском – 12%, в Центральном – 13%, в Южном – 17%, в Дальневосточном – 19%. А вот в Северо-Кавказском ФО одиночные аптеки держат 34% розничного аптечного бизнеса.

Противоположная ситуация с крупными федеральными аптечными сетями. Тут лидирует Приволжский ФО – 44% аптечных продаж фармпрепаратов приходится именно на федеральные аптечные сети. А вот на Северном Кавказе федеральные сети аккумулируют лишь 14% продаж. В остальных федеральных округах расклад таков: в Северо-Западном ФО – 37%, в Уральском – 35%, в Сибирском – 24%, в Дальневосточном и Южном – по 21%, а в Центральном – 20%.

Россияне доверяют БАД

«Очень интересно и долевое соотношение продаж товаров аптечного ассортимента по объёму в рублях», – говорит Татьяна Литвинова. Оказывается, в России оборот в аптеках на 73,7% делают фармпрепараты, 22% – БАД и 4,3% – прочий ассортимент.

В упаковках БАД имеют бо´ льшую долю. Так, за 9 месяцев 2017 года количество купленных лекарственных препаратов составляет 61,5% упаковок, а БАД – 33,4% упаковок. На прочий ассортимент остаётся 5,1%. Что ж, сильна ещё тяга нашего населения к биологически активным добавкам. Судя по результатам продаж, третья часть россиян доверяют БАД своё здоровье. И тут есть над чем задуматься представителям медицинского и фармацевтического сообществ...

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter