В рамках новой концепции ответственного самолечения аптечным работникам потребуется кардинально иное обучение по консультированию покупателей.
Кто должен отвечать за наше здоровье? Государство? Врачи? Наши близкие? Фармацевты? Работодатели? Круглый стол «Ответственное самолечение: векторы развития концепции в рамках российской действительности», состоявшийся в Москве 11 апреля, собрал ведущих специалистов фармацевтической отрасли, практикующих врачей и авторитетных экспертов в области здравоохранения. Участники дискуссии впервые в России на столь высоком уровне подняли вопросы грамотного применения пациентами безрецептурных препаратов и ответственного отношения к своему здоровью.
Как снять нагрузку с врачей
Доступность медицинской помощи – важнейшая задача, актуальная как в России, так и во всём мире. В поисках её оптимального решения выдвигается множество предложений – и по поводу одной из них мировое сообщество пришло к единому мнению. Речь идёт о внедрении так называемого ответственного самолечения, над идеей которого европейские специалисты под эгидой ВОЗ впервые задумались ещё три десятка лет назад. Но созрела эта идея лишь в последнее время.
По определению ВОЗ, под термином «ответственное самолечение» надо понимать «разумное применение самими пациентами лекарственных средств с высоким профилем безопасности, находящихся в свободной продаже, для профилактики или лечения лёгких недомоганий до оказания профессиональной врачебной помощи».
По мнению первого заместителя директора ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, заслуженного деятеля науки РФ Юлии Михайловой, именно ответственное, или, вернее, осознанное, самолечение могло бы снять непосильную нагрузку с медиков. Что позволило бы поликлиническим врачам сосредоточиться на помощи тем больным, которые действительно в ней нуждаются. «На приём к доктору должны приходить истинные больные», – считает Юлия Михайлова. Сегодня же зачастую терапевту приходится принимать тех, кто пришёл «просто поговорить» – то есть пациенты с лёгкими недомоганиями (например, заложенностью носа, изжогой, небольшими ожогами), которые можно было бы быстро устранить приёмом безрецептурных препаратов.
Разделить ответственность поровну
Однако вышеизложенное вовсе не значит, что всю ответственность за сохранение здоровья нации отныне решено свалить исключительно на пациентов. Модератор круглого стола, исполнительный директор «Союза профессиональных фармацевтических организаций» Лилия Титова подчеркнула, что тема самолечения, несмотря на свою актуальность не только в России, но и во всём мире, многими людьми воспринимается неоднозначно. Как правило, под этим термином понимается самостоятельная постановка диагноза и бесконтрольный приём препаратов. «Мы хотим изменить это отношение», – заявила Лилия Титова.
Безответственное самолечение наносит огромный ущерб здоровью. Например, свободная продажа рецептурных препаратов, существовавшая в течение многих лет в России, к сожалению, привела к очень грустным последствиям. Одна из них – глобальная: вследствие хаотичного приёма антибиотиков в мире выработалась лекарственная резистентность (устойчивость микробов к антибактериальной терапии). «К сожалению, в России, – подчеркнула Юлия Михайлова, – сегодня самый высокий процент устойчивости к антибиотикам».
Также благодаря статистике известно, что сегодня 42% больных с серьёзнейшим и опаснейшим заболеванием – артериальной гипертонией – к сожалению, лечатся самостоятельно, назначая себе лекарства, о которых узнали из рекламы. Такое самолечение, конечно же, крайне опасно.
Поэтому концепцию ответственного самолечения следует трактовать более широко, чем рекомендует ВОЗ. По мнению ведущих экспертов отрасли, этот термин должен включать в себя как минимум два условия: не только готовность самого пациента взять ответственность за собственное здоровье в свои руки, но и желание и готовность медицинского и/или фармацевтического работника разделить эту ответственность с пациентом. Исходя из такого подхода, по мнению собравшихся экспертов, концепция ответственного самолечения должна включать в себя:
общедоступную профилактику, куда входит разумная, посильная физическая активность, правильное питание – то есть здоровый образ жизни, который должны вести пациенты;
регулярный мониторинг состояния своего здоровья – проведение диспансеризации для ранней диагностики заболеваний. С этой задачей должны помогать справляться созданные при каждой поликлинике кабинеты здоровья;
комплаентность, то есть приверженность пациента ранее назначенному лечению; для этого очень важен налаженный контакт между врачом и пациентом, благодаря которому дальнейший контроль над своим хроническим заболеванием больной может проводить без участия врача;
ответственность самих пациентов за правильный приём препаратов и их осознанный выбор в тех случаях, где это возможно. Тут подразумевается приём безрецептурных препаратов исключительно при лёгких недомоганиях.
Почему сейчас?
Почему именно данный момент признан оптимальным для внедрения новой концепции? Для этого есть несколько оснований.
В первую очередь пациенты сегодня (во многом, конечно же, благодаря Интернету) становятся более информированными. «Согласно отчёту Google, только в 2015 году каждый двадцатый запрос в Интернете был связан со здоровьем – а это 3,5 млрд запросов», – отметила глава дивизиона Consumer Health компании Bayer Ирина Успенская. В Сети пациенты черпают информацию о заболеваниях, лекарственных препаратах, их назначении и применении. Конечно, тут на первый план выходит проблема достоверности интернет-информации. К сожалению, пока с этим есть проблемы. Тем не менее возможности информационных технологий очень широки и ими не следует пренебрегать.
Второй момент связан со значительным ростом числа хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, онкология). В принципе после постановки диагноза и подбора лекарственной терапии частое посещение врача пациенту уже не требуется. С этого момента главная роль в лечении принадлежит уже самому больному. От того, насколько правильно он будет принимать препараты и насколько тщательно контролировать своё состояние, и зависит его здоровье. Недаром считается, что через 3–4 года лечения хронические больные знают о своей болезни больше, чем молодые врачи. Но, чтобы такие пациенты могли быть врачами сами себе, конечно, необходимо их обучение, широкое внедрение индивидуального профилактического консультирования, школ пациентов.
Наконец, третье обстоятельство касается постоянного роста затрат на здравоохранение, диктующего финансовую необходимость искать пути оптимизации системы здравоохранения. Именно поэтому идея ответственного подхода граждан к своему здоровью с каждым днём привлекает всё большее число сторонников, а современная динамика развития экономики создаёт предпосылки для успешной реализации концепции ответственного самолечения.
А народ-то готов?
Исследование, инициированное «Bayer Барометр» и проведённое ВЦИОМ среди 1600 взрослых россиян из 46 регионов страны, показало, что люди в большинстве своём вполне готовы к осознанному самолечению. Так, 81% россиян считают именно себя ответственными за поддержание своего здоровья и профилактику заболеваний.
Более 70% признались в том, что, покупая ранее не принимавшийся безрецептурный препарат, они подробно изучают инструкцию. 15% делают это выборочно (например, читают про дозировку и способы применения) и лишь 3% респондентов заявили, что никогда не читают инструкций.
На просьбу назвать не более трёх источников информации, которыми респонденты руководствуются при выборе безрецептурного препарата, 61% ответили, что ориентируются на рекомендации фармацевта, 41% в этом вопросе доверяют знакомым, 25% прислушаются к Интернету (медицинские сайты, форумы). Около 15% людей доверяют в этом плане только себе (в этом им помогает изучение инструкций), примерно столько же основывают выбор, исходя из популярности препарата (возьмут скорее тот, что на слуху). 10% купят препарат, который больше всего удовлетворяет по цене. И столько же – возьмут то лекарство, что в данный момент есть в наличии.
Среди заболеваний, которые люди склонны лечить самостоятельно, лидируют насморк и боль в горле (92%). Затем идут головная боль (90%) и изжога (86%), кашель (86%) и повышенная температура (76%). Далее следуют нарушения пищеварения (72%), боль в спине и суставах (55%) и повышение давления (42%). Менее всего склонны прибегать к самолечению люди, у которых возникла сыпь или раздражение кожи. При таком симптоме лишь 32% респондентов пойдут в аптеку, остальные отправятся к врачу.
А как у них?
Впрочем, несмотря на оптимистичные перспективы, пока самолечение в России всё-таки недостаточно ответственное, а скорее хаотичное. Чтобы изменить такое положение, необходимо выработать методологию и основные принципы применения этой концепции.
Завкафедрой лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого московского государственного медуниверситета им. И. М. Сеченова, председатель правления Московского фармацевтического общества Роза Ягудина обратила внимание на то, что в России никогда не проводилось экономических расчётов, связанных с применением безрецептурных препаратов. Однако их использование в рамках ответственного самолечения в западных странах существенно помогло снять нагрузку с системы здравоохранения. «Например, только применение безрецептурных препаратов при мигрени и головной боли (наиболее распространённых лёгких заболеваний) позволяет снижать расходы бюджета Германии ежегодно до 1 млрд евро. В США одно из исследований показало, что каждый доллар, потраченный на покупку безрецептурных препаратов, экономит в бюджете страны 6–7 долларов». По мнению профессора Ягудиной, для развития концепции ответственного самолечения нам «нужны определённые стандарты и руководства».
Ключевая роль – у фармацевта
Эксперты сошлись во мнении, что необходимо создавать программы повышения медицинской грамотности населения и внедрять дополнительные образовательные программы для фармацевтов. По мнению Розы Ягудиной, именно «союз медицинских специалистов и аптечных работников, науки и бизнеса будет способствовать тому, что доступ к препаратам и качественной лекарственной помощи будет улучшаться».
Сегодня среди провизоров главным образом ведутся тренинги продаж, так как аптеки зачастую озабочены лишь тем, как увеличить средний чек. Но в рамках новой концепции аптечным работникам потребуется кардинально иное обучение.
Именно аптечные работники призваны помочь пациенту проанализировать симптомы, проконсультировать, как правильно принимать и хранить препараты, подсказать, в каких случаях можно применить самолечение, а в каких лучше обратиться к врачу. Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева отметила, что врачам некогда рассказывать о правилах приёма лекарств и «сегодня единственную информацию о лекарственном препарате, о правилах его приёма дают именно в аптечной организации». Эта услуга очень важна, ведь подчас приём лекарства до или после еды дают кардинально разный эффект.
Фармацевтические работники – важнейшее звено, контролирующее правильность выбора и применения безрецептурных лекарств, и очень важно, чтобы пациентам была оказана квалифицированная консультация.
«Безрецептурные препараты, которые обладают максимальным доказанным профилем безопасности, – неотъемлемая часть и необходимое условие успешного развития концепции ответственного самолечения, – напомнила Ирина Успенская. – И грамотное применение этих препаратов пациентами – исключительно важный вопрос». Пациентам обязательно следует знать, что безрецептурные препараты:
обладают максимальным профилем безопасности, подтверждённым многочисленными исследованиями;
не влияют на механизм развития патологии, а лишь борются с симптомами;
могут применяться только кратковременно и при нетяжёлых состояниях.
Эксперты сошлись во мнении, что внедрение концепции ответственного самолечения в России возможно только при участии медицинского и фармацевтического сообщества, производителей, а также общественных организаций и государства. Только тогда ответственное самолечение станет одним из ключевых факторов в сохранении здоровья нации.