Подготовка фармацевтических кадров выходит за рамки учебных аудиторий. Фармкомпании заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты быстро адаптировались и встраивались в производственный процесс. Быстро развивающаяся фарминдустрия в России обострила проблему кадрового дефицита.
С одной стороны, вузы ежегодно выпускают достаточное количество дипломированных специалистов для фармотрасли, с другой – у выпускников не хватает практического опыта, навыков, компетенций, чтобы в полной мере считаться профессионалами и справляться с возложенными на них обязанностями.
Дефицит квалифицированных кадров – серьёзный ступор для развития фармацевтических предприятий. Отстроить предприятие, закупить технологические линии, лаборатории, определиться, что на них выпускать, – это ещё полдела. Как признаются фармпроизводители, самое сложное – найти людей, которые будут трудиться на этом оборудовании, разрабатывать новые технологии, контролировать качество выпускаемых препаратов.
Сверх программы
В своём недавнем выступлении в Орле на выездном заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев отметил, что сегодняшние выпускники не готовы к реальной работе в фармацевтической промышленности, даже несмотря на наличие красных дипломов. Студенты не представляют структуру фармкомпании и плохо представляют своё будущее в ней.
Чтобы восполнить пробелы в кадровой подготовке, некоторые фармацевтические вузы и факультеты медицинских университетов привлекли для решения этой задачи фармкомпании, которые тоже хотят получить качественно обученных специалистов. Так появились совместные образовательные программы, которые позволяют студентам, как правило старшекурсникам, не только углубить свои знания, но и пройти стажировку на крупных фармацевтических предприятиях, в том числе и за границей.
Один из таких проектов, направленных на профессиональное развитие и повышение квалификации студентов, уже 5 лет связывает Санкт-Петербургскую химико-фармацевтическую академию (СПХФА) и компанию Pfizer. Он носит название «Больше чем образование».
Программа стартовала в апреле 2012 года. За время её существования было подготовлено 19 образовательных модулей и прочитано 650 лекций, раскрывающих все аспекты фармацевтического производства – от разработки и клинической апробации молекулы до глобальной регуляторной практики, проблем выхода препарата на рынок и ответственности компании перед пациентами и врачебным сообществом. Участниками её стали более 1200 студентов СПХФА.
Сегодня программа «Больше чем образование» по подготовке будущих руководителей, технологов и научных сотрудников для индустрии развивается. Она переросла программу «компания-вуз», и к ней уже подключился ряд крупных фармпроизводителей.
Среди партнёров программы выступают Томский ГМУ, Казанский ГМУ, Открытый университет «Сколково», медицинские вузы Казахстана и Белоруссии.
«Идея о создании этого образовательного проекта родилась шесть лет назад, на тот момент фармпредприятиям остро не хватало технологов по GMP, – вспоминает ректор Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор Игорь Наркевич. – Конечно же, такой обширный проект возможен только в сотрудничестве с фармкомпаниями как отечественными, так и международными. Именно они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты приходили к ним максимально подготовленными, быстро встраивались в производственный процесс, понимали корпоративную культуру компаний, быстро адаптировались в коллективах и становились эффективными работниками, принося пользу как компании, так и себе».
На подъёме
Только в прошлом году в нашей стране появилось 16 новых фармзаводов, зарегистрировано 14 импортозамещающих лекарственных средств. На фоне подъёма фармпромышленности происходит диверсификация различных технологий. Один из последних трендов – бурный рост отделов по обеспечению качества. На некоторых предприятиях переход на GMP привёл к десятикратному увеличению подразделений по обеспечению качества.
Помимо чисто технологов растёт и потребность в такого рода специалистах. Кроме того, запуск производства начал инициировать развитие сектора исследования и разработок. На волне развития фармпромышленности и биотехнологий идёт и подъём профильного обучения.
«В условиях активного роста отрасли в стране и в мире для нас как для вуза крайне важно создать модели надлежащей подготовки для того, чтобы образование не догоняло те тренды, которые происходят в отрасли, а опережало их», – считает ректор СПХФА.
Сейчас в академии обсуждают дальнейшее расширение образовательного контента, создание новых модулей и методик преподавания, подготовки специалистов – уже не только студентов, магистров и аспирантов, но, возможно, и специалистов из отрасли.
Задачи на будущее
Кого готовить через пять, десять лет, какие специалисты будут востребованы, какие у них должны быть компетенции, как их учить, чтобы люди могли после получения высшего образования адаптироваться к новым условиям производства и науки? Об этом приходится думать заранее, следить за конъюнктурой, развивая различные образовательные модели, чтобы выпускники были востребованы, нашли себя и в жизни, и в работе. «Сама философия фармы такова, что подготовку по всем направлениям нельзя сосредоточить в одном вузе, даже в одном очень крупном университете или фармакадемии. Это просто дорого. Соответственно здесь возникает необходимость в выстраивании партнёрских отношений с фармпроизводителями, чтобы обучение специалистов велось в сотрудничестве с компаниями, с использованием их мощностей – финансовых, производственных, интеллектуальных».
Отрасль, со своей стороны, тоже прикладывает усилия, оказывая помощь в профильном обучении. Сегодня студенты академии проходят практику на 36 фармпредприятиях страны – от Санкт-Петербурга до Кургана.
Результаты партнёрства
Одним из результатов сотрудничества академии и бизнеса в рамках программы «Больше чем образование» стало создание на базе российской компании «Биокад» кафедры технологии рекомбинантных белков, которая занимается исследованием и разработкой лекарственных препаратов на основе моноклональных антител. Этот проект уже отпочковался от основного проекта, но тем не менее вышел именно из него.
Практика создания кафедр на предприятиях для прицельной подготовки студентов, которые через несколько лет придут работать в отрасль, часто используется в технических вузах, но для фармацевтического сектора – это первый опыт в нашей стране.
«Плюсы в создании таких кафедр для академии очевидны, – рассуждает Игорь Наркевич. – Это доступ к дорогостоящему сложному оборудованию, возможность работать над реальными проектами и затем трудоустроить выпускников по специальности».
Впрочем, и компания «Биокад», на базе которой создавалась такая кафедра, тоже только выиграла от сотрудничества с академией. За последние 5 лет в её исследовательский центр пришли работать более 100 выпускников СПХФА.
А в прошлом году академия создала ещё одну кафедру – иммунобиотехнологий – в сотрудничестве с НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова. Её открытие произошло, что называется, на потребу дня. СПХФА готовила кадры для предприятия по производству вакцин и сывороток в Никарагуа, и тут вдруг обнаружилось, что ряд проблем с подготовкой как никарагуанских, так и наших студентов невозможно решить в одиночку. Так завязалось сотрудничество с учёными института. На кафедре сегодня учатся как наши студенты, так и будущие кадры для никарагуанского фармзавода, и не только для него.
Кстати, 20% студентов академии – иностранцы, в основном из дальнего зарубежья. Академия даёт им специальное международное приложение к диплому, что позволяет выпускникам свободно трудоустраиваться за границей.
«В этот проект заложена серьёзная идеология, которая позволяет нам строить новые образовательные модели, – говорит Игорь Наркевич. – И это на самом деле очень важно, поскольку такой подход сказывается прежде всего на качестве подготовки, на формировании мировоззрения наших выпускников.
Образование без науки не может существовать, и наибольший результат мы получаем, когда наука тесно интегрирована с образованием, – считает ректор СПХФА. – Я убеждён, что таких площадок должно быть много. Следующий этап развития российской фармы – наполнение производственного портфеля, развитие направления R&D. И без науки это невозможно. Мы работаем над тем, чтобы создать в академии ещё и другие научные площадки. Наша мечта – научный центр».
В копилку знаний
«Фармацевтика сегодня развивается настолько быстро, что студенты в вузах зачастую не всегда успевают за новыми трендами. В этой ситуации наша задача – оказать студентам быструю экспертную помощь не только в плане подготовки базиса для работы, но и показать им, как развивается отрасль в мире, – объясняет директор отдела корпоративных связей компании Pfizer Наиль Егофаров. – Наша основная цель – подготовка нового поколения фармработников, которые будут заниматься созданием новых лекарственных препаратов в России».
Образовательная программа состоит из тематических модулей, которые охватывают весь жизненный цикл лекарственных препаратов: разработку, клинические испытания, производство, транспортировку, хранение, реализацию, применение, раскрывает подробности Наиль Егофаров. В конце года студенты проходят сертификацию, лучшие получают возможность пройти стажировку на предприятиях в США, Турции, Ирландии, Великобритании.
Лекции, как очные, так и вебинары, читают ведущие специалисты компании. Многие – на английском языке. Для студентов это ещё и хорошая возможность попрактиковаться.
«Сначала было трудно слушать лекции на английском, но потом мы привыкли, – признаётся студентка СПХФА Юлия Осипова. – Первый наш модуль был посвящён глобальным регуляторным практикам и вопросам обеспечения безопасности фарминдустрии. В процессе модуля мы разобрали три основополагающих принципа – качество, безопасность, эффективность, а также изучили жизненные циклы лекарств до и после регистрации, учились проводить фармакоэкономический анализ». В рамках стандартных учебных программ студент таких знаний не получит, уверена она.
Стажировка Юлии проходила в Ирландии. «Мы увидели, как налажен процесс производства на одном из самых больших заводов в Европе по изготовлению твёрдых лекарственных форм. Наша задача состояла в изучении процесса фармпроизводства как такового. Во время стажировки мы посетили разные структуры: отделы обеспечения и контроля качества, инженерный и финансовый отделы, лаборатории, познакомились с тестами, которые проводятся в отделе контроля, с особенностями ведения технической документации. Мы увидели, насколько оперативно и слаженно все эти структуры взаимодействуют друг с другом».
«Я думаю, студента ещё на раннем этапе обучения необходимо посвящать в работу фармпромышленности, чтобы в дальнейшем он имел представление о том, где сможет применить свои навыки, найдёт дело, в котором реализует себя и поможет другим улучшить здоровье нации», – делится с нами Юлия.
Уникальный опыт
Что же дала эта программа её участникам и как она поможет им в будущем?
«Я прошёл стажировку в штате Нью-Джерси США, – рассказывает студент факультета промышленных технологий лекарств СПХФА Сергей Раик. – Это в некотором роде опыт уникальный как в профессиональном плане, так и в личностном. Мне пришлось самостоятельно выполнять проект, а ещё удалось пообщаться со специалистами в своей сфере, что очень важно в профессиональном плане. Проект, который мы выполняли в кооперации с Университетом Мэриленда, был посвящён разработке методов экспресс-анализа, поиску различных примесей в соединениях, валидации чистоты оборудования. Он был новым не только для меня, но и для группы, в которой я работал. И, несмотря на трудности, с которыми мы сталкивались, нам удалось в довольно сжатые сроки выполнить поставленные задачи».
В дальнейшем Сергей планирует продолжить образование и после магистратуры поступать в аспирантуру. Стоит ли говорить, насколько полученный им опыт важен для будущего учёного!
Выпускница СПХФА и в прошлом тоже участница программы «Больше чем образование» Мария Малиновская сейчас работает специалистом по обеспечению качества на одной из контрактных площадок Pfizer.
«Моя стажировка проходила в 2013 году в Англии, – рассказывает Мария. – Я занималась в основном организацией перевозки лабильных препаратов. Это помогло мне в дальнейшем определиться с темой диплома. Все знания, которые я получила на стажировке, стали хорошей базой для дальнейшего развития. Думаю, именно эта программа дала мне возможность найти хорошую работу».
Кстати, трудоустройство своих выпускников преподаватели СПХФА считают одним из главных показателей эффективности своей работы. Если их воспитанники получают интересную работу и достойную зарплату, значит, образовательный процесс идёт правильно. Ну а результаты их образовательных подходов говорят сами за себя: 95% выпускников академии работают по специальности.