В Российской Федерации изменился порядок проведения закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

В силу вступают следующие изменения:

Обязательность закупок в электронной форме

Закупочные процедуры переводятся в электронную форму. Причем если с 1 июля 2018 года проведение закупок в такой форме было правом заказчика, то с 1 января 2019 года — это уже обязанность. Электронные закупки будут иметь форму:

  • запросов котировок или предложений;
  • конкурсов;
  • аукционов.

Останутся и отдельные случаи, когда проводить закупки будут на «бумаге», их перечень определен ФЗ от 05.04.2013 N 44:

  • обеспечение деятельности заказчика за рубежом РФ (ст. 75, 111.1);
  • оказание экстренной, неотложной скорой медицинской помощи (ст. 76);
  • оказание гуманитарной помощи, ликвидация последствий природных, техногенных чрезвычайных ситуаций (ст.80, 82);
  • закрытые закупки (ст. 84);
  • закупки у единственного поставщика (ст. 93);
  • закупки, по решению Правительства РФ (ст. 111).

ЕИС

Участники будут обязательно регистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). В этой системе будет создан Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). С 1 января 2019 года вступила в силу ст. 24.2 ФЗ от 05.04.2013 N 44. Она оговаривает обязательную регистрацию всех участников торгов в ЕИС, где будет создан ЕРУЗ, куда автоматически будет вноситься информация о зарегистрированных участниках. Создавать и вести ЕРУЗ будет Федеральное казначейство.

Регистрация в ЕИС (сроком на три года) будет бесплатной, электронной, с применением квалифицированной электронной подписи. Продление регистрации возможно не ранее шести месяцев до окончания действия. Регистрация будет недоступна для компаний из оффшорных зон, соответственно, они не смогут участвовать в госзакупках.

Повышение НДС

С 1 января 2019 года начал действовать ФЗ от 03.08.2018 N 303, по нему НДС вырастет до 20%. Льготная ставка НДС 10 % для отдельных видов продовольственных, детских товаров, лекарств не изменится. Новая ставка НДС должна учитываться заказчиками при расчете начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для закупок 2019 года. По п. 13 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 N 44, в контракте есть обязательное условие об уменьшении суммы уплаты заказчиком юридическому или физическому лицу, ИП (в том числе), на размер обязательных платежей, связанных с оплатой контракта, если по налоговому законодательству РФ эти платежи должен уплатить заказчик. Получается, что заказчик (плательщик НДС, при ставке больше нуля), оплачивая контракт, автоматически уменьшит сумму оплаты на величину НДС, которую он платит в бюджет.

И если поставщик не платит НДС, то это означает, что он получит на 20 или 10% меньше цены, прописанной в контракте, и не сможет принять НДС к вычету.

Лекарства

Поддержат производителей лекарств, которые сосредоточили свое производство на территории ЕАЭС (РФ, Армения Белоруссия, Казахстан, Киргизия). ПП РФ от 12.05.2018 N 572 изменит ПП РФ от 30.11.2015 N 1289, которым утверждены правила ограничения допуска при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд зарубежных лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Уточним, что Правила меняются только в контрактной системе, поправки не затронут нормы о коммерческих поставках лекарств.

По новым нормам в Правилах, если после отклонения иностранных лекарств среди рассматриваемых заявок есть хотя бы одна, со всеми этапами производства в ЕАЭС, то к таким медсредствам будут применяться преференции, по Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.

Чтобы подтвердить, что лекарственный препарат и фармацевтическая субстанция соответствуют новым правилам, участник в составе заявки должен будет предоставить:

  • декларацию о соответствии производителя требованиям правил надлежащей производственной практики;
  • документ о производстве лекарственного средства в ЕАЭС (выдает Минпромторг).
  • Также изменится перечень документов, которые будут подтверждать страну происхождения лекарств. С 1 января 2019 года такими документами могут быть:
  • сертификат о происхождении товара (по форме СТ-1);
  • заключение Минпромторга, оно подтверждает производство промышленной продукции на территории РФ, по ПП РФ от 17.07.2015 N 719.

Медизделия

19 декабря 2018 года Правительство утвердило сразу два Постановления, которые меняют закупки медизделий из поливинилхлорида (ПВХ). ПП РФ от 19.12.2018 N 1589 удалило реестр поставщиков медизделий из ПВХ в рамках госзакупок. Теперь преференции может получить любая организация, которая предлагает продукцию отечественного производства. При условиях локализации производства таких изделий в РФ и регулярном подтверждении сохранности параметров глубины локализации, которые утверждает Минпромторг. ПП РФ от 19.12.2018 N 1590 изменит ПП РФ от 05.02.2015 N 102. После вступления в силу изменений для получения преференций перед поставщиками иностранной продукции в закупке должны поучаствовать минимум два поставщика одноразовых медизделий из ПВХ с продукцией из ЕАЭС. Производя медпродукцию, они должны подтвердить, что достигли установленного Минпромторгом уровня локализации, а также соответствуют требованиям системы менеджмента качества ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования». Подтверждать уровень глубины локализации будет акт экспертизы ТПП о цене иностранного сырья в цене конечной продукции. Эти данные будут выражаться в процентах и должны соответствовать показателям локализации, по ПП РФ от 14.08.2017 N 967. Причём поставщик, исполняя госконтракт, не может заменить медизделия на зарубежные или с меньшей глубиной локализации.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter