В Узбекистане разработана Концепция развития фармацевтической отрасли на 2018–2022 годы.

К применению в медицинской практике в Узбекистане разрешены:

6 218 торговых названий лекарственных средств зарубежного производства;

2 462 торговых названия лекарственных средств отечественного производства;

1 586 наименований изделий медицинского назначения, в т.ч. 228 наименований отечественного производства.

В проекте Концепции выделены 5 основных направлений деятельности по развитию фармацевтики Узбекистана.

Фармацевтическое образование

поэтапное внедрение ступенчатой подготовки фармацевтических кадров

расширение мобильности студентов, преподавательского и другого персонала для взаимного обогащения

совершенствование системы последипломного образования

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений

организация обучения специалистов и студентов в странах с развитой фармацевтической промышленностью (как минимум на один академический год)

Фармацевтическая наука

координация научных исследований по разработке лекарственных средств и изделий медицинского назначения

создание центра по стандартизации, подготовке проектов нормативных документов, экспертизе промышленных регламентов, оценке материалов доклинических испытаний лекарственных средств и изделий медицинского назначения

создание государственного центра по проведению доклинических и клинических исследований в соответствии с международными стандартами GCP и GLP

внедрение в производство в среднесрочной перспективе отечественных разработок лекарственных средств и изделий медицинского назначения

внедрение применения в медицинской практике лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения приоритетных отечественных лекарственных средств, в т.ч. оригинальных

Производство лекарственных средств

определение перечня приоритетных для импортозамещения дженериков, импорт которых занимает большую долю, как в натуральном, так и в денежном выражении

рассмотрение вопроса дальнейшего снижения таможенных тарифов (таможенная пошлина, акциз, НДС) до нулевой ставки на импортируемые субстанции, вспомогательные вещества, первичные упаковочные материалы и сырье для их производства

для ускоренной модернизации действующих производств предусматривается рассмотрение вопроса дальнейшего снижения таможенных тарифов до нулевой ставки на:

импортируемое технологическое и лабораторное оборудование для производства лекарственных веществ (субстанции), лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

запчасти для технологического и лабораторного оборудования;

строительные конструкции (для чистых комнат), материалы и оборудования для организации фармацевтического производства, системы кондиционирования и вентиляции для применения на фармацевтических производствах

рассмотрение возможности предоставления преференции по земельному налогу и по налогу на имущество на 3 года с момента получения права владения для новых фармацевтических производств

Обеспечение качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения

создание системы управления качеством всего цикла оборота лекарственных средств путем внедрения требований GxP (GLP, GCP, GMP, GDP, GPP)

создание государственной системы подготовки кадров – инспекторов GMP, с целью проведения постоянного консультирования и обучения персонала производственных предприятий

создание и публикация официальных методических пособий по внедрению Правил GxP (GLP, GCP, GMP, GDP, GPP), организация курсов, консультаций и других мероприятий, направленных на повышение квалификаций по их внедрению на базе ГУП с разъяснением трактовки требований с приведением практических примеров для производителей

создание лаборатории, соответствующей международному стандарту GLP, на базе Института химии растительных веществ Академии наук

внедрение международного стандарта GCP в Ташкентской медицинской академии, Республиканских специализированных центрах и других государственных лечебно-профилактических учреждениях и сертификация данных центров в соответствующих международных организациях для признания результатов проведенных исследований

Оптовая и розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения

проведение системного контроля за соблюдением оптовыми и розничными организациями установленного порядка государственного регулирования цен на них

усиление работы по борьбе с оборотом недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения

изменение ОКЭД кода организаций, занимающихся фармацевтической деятельностью, с кода субъекта предпринимательства на код организаций здравоохранения

организация и развитие аптечной сети, розничных и оптовых предприятий и организаций всех форм собственности на основе внедрения стандартов GDP и GPP

пересмотр в сторону значительного снижения комиссионного сбора за заключаемые сделки через УзРТСБ и портал госзакупок

введение пониженных тарифов для рекламы отечественных производителей и продукции фармацевтических производителей на телевидении

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения в республике производят 152 фармацевтических предприятия.

В силу особенностей территориально-географического положения Узбекистан представляет собой перспективную базу для производства:

субстанций и готовых лекарственных препаратов из растительного сырья;

субстанций и лекарственных средств из неорганического и минерального сырья;

радиофармпрепаратов;

изделий медицинского назначения.

Узбекскими производителями обеспечивается 27% от объёма потребления лекарственных препаратов, входящих в Список основных лекарственных средств (СОЛС).

По некоторым видам востребованных препаратов в инъекционной и инфузионной форме достигнуто импортозамещение более 80%.

Также с целью обеспечения эффективной реализации Концепции планируется:

создание Координационного совета при Президенте по мониторингу реализации Концепции с включением представителей органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры, представителей Олий Мажлиса и общественности, Ассоциации предприятий фармацевтической промышленности;

наделение Национального агентства проектного управления функциями по разработке Программы развития фармацевтической отрасли до 2022 года как практического инструмента реализации Концепции, в рамках которой должно быть предусмотрено детальное описание реализуемых мероприятий, включая сроки реализации, индикаторы эффективности и их значения, финансово-экономическое обоснование, источники финансирования, основных исполнителей и соисполнителей, перечень необходимых законодательных и нормативных правовых актов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter