Росздравнадзор стал одним из лидеров среди надзорных ведомств по внедрению в своей работе новых механизмов госконтроля, его опыт может быть тиражирован и в других ведомствах. Со следующего года в надзоре в сфере здравоохранения начнут использовать новые КПЭ инспекторов, которые будут зависеть от динамики показателей ущерба жизни и здоровью. Проверки Росздравнадзора в Астраханской области обсуждались 29 сентября с участием куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко и губернатора региона Александра Жилкина.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора.

«При всех особенностях Росздравнадзора, который должен быть и в меру прогрессивен, и в меру консервативен, так как является надзором за очень чувствительной сферой, надо сказать, что команда Михаила Альбертовича Мурашко и на федеральном уровне, и на уровне регионов является на сегодняшний день одной из наиболее успешных в реализации задач, которые предусмотрены реформой контрольно-надзорной деятельности. Росздравнадзор по всем своим территориальным органам уже разработал новую матрицу показателей эффективности и результативности, которая доведена до всех субъектов РФ. Она будет использоваться уже начиная с 2018 года», — отметил Михаил Абызов.

Новая, партнёрская модель взаимоотношений инспектора и предпринимателя, по его словам, предполагает полный уход от «палочной» системы. Со следующего года власти откажутся от нормирования количества проведённых проверок и выявленных нарушений, наложенных санкций и собранных штрафов. Основным показателем эффективности и результативности территориальных органов контроля станет динамика сокращения вреда жизни и здоровью, смертности и травматизма, экономических потерь. Именно к этому показателю начиная со следующего года будет привязана система оценки качества работы руководителей территориальных органов надзора. С выполнением этих показателей будет увязана система мотивации, премирования, продвижения инспекторов по службе.

Михаил Абызов подчеркнул важность использования наглядных форматов для разъяснения предпринимателям оснований для проверок, обязательных требований и т.д. Год назад, по его словам, в 80% надзорных ведомств отсутствовал реестр поднадзорных субъектов бизнеса, а планы проверок формировались достаточно хаотично. Не было и реестра требований, проверяемых у бизнеса, — их насчитывается около 2 млн. Начиная со следующего года надзорные ведомства начнут использовать при проведении проверок чек-листы, которые будут содержать весь перечень проверяемых требований.

«Разработка наших чек-листов завершена, теперь идёт правовая экспертиза. Мы будем пробовать их в медицине перед внедрением по всем направлениям. И это будет даже не один правовой акт, это будет 100 приказов или 100 нормативных чек-листов, которые будут включать в себя до 200-300 требований», — пояснил Михаил Мурашко.

Параллельно идёт работа по систематизации требований, Общественно-деловой совет разрабатывает «дорожные карты» по внесению необходимых изменений в нормативную базу.

Проблема достоверности статистики, по словам Михаила Абызова, очень актуальна для надзорных ведомств. Сейчас им не понятно, от чего отталкиваться и как ставить новые задачи. Многие надзорные ведомства такой статистики не имели вообще, и за 2017-2018 год нужно эту недоработку устранить, подчеркнул министр.

Предпринимательское сообщество в целом не имеет претензий к тому, как региональный Росздравнадзор выполняет свои полномочия.

С 2012 по 2016 год жалобы на контрольно-надзорные органы составляли 30% от всех жалоб, поступающих бизнес-омбудсмену. На территориальный орган Росздравнадзора жалоб не было. Изменение ситуации в госконтроле и переход на риск-ориентированный подход позволит переориентировать контроль на объекты повышенного риска и освободить от планового контроля объекты низкого уровня риска и добросовестных участников рынка. Парадигма отношений в сфере надзорной деятельности действительно меняется», — отметила уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Астраханской области Наиля Никитина.

На управление Росздравнадзора по Астраханской области действительно нет жалоб, подтвердил президент Астраханской торгово-промышленной палаты Виктор Винокуров. В ТПП считают реформу госконтроля в целом огромным шагом вперёд. Бизнес поддерживает переход от репрессивной модели контроля и надзора к партнёрской, отметил президент организации.

Тем не менее, проблема большого количества внеплановых проверок остаётся для бизнеса актуальной. По мнению Михаила Абызова, у Росздравнадзора должен быть особый режим согласования таких проверок, несмотря на то, что взят курс на их сокращение.

Сейчас готовится законодательство, расширяющее полномочия Генпрокуратуры по согласованию внеплановых проверок, которые нередко проводятся по жалобам и используются в целях недобросовестной конкуренции. По таким видам надзора, как у Росздравнадзора, возможность быстрой проверки и быстрого устранения нарушений очень важна. Поэтому пока по здравнадзору мы согласовали формулу, что их внеплановые проверки проходят согласование с Генпрокуратурой через механизм уведомления. Если ты понимаешь, что где-то есть угроза, — предотврати её и в течение суток отправь уведомление в прокуратуру. Ключевая задача на 2018 год — перевод внеплановых проверок на риск-ориентированный подход. Количество внеплановых проверок сегодня вдвое превышает количество плановых. Так, проводится 400-450 тыс. плановых проверок в год и примерно 1 млн внеплановых», — сказал Михаил Абызов.

Участники встречи затронули тему арбитража по результатам предписаний. В стандарте профилактики нарушений обязательных требований, который недавно утвердил проектный комитет реформы, по словам Михаила Абызова, заложен формат внеарбитражного обжалования в ведомственном порядке принятых надзором решений. По мнению министра, в арбитраж нужно входить лишь в крайнем случае, этот подход уже реализован в налоговой службе.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter