В начале 2020 года на фармацевтическом рынке РФ отмечено падение почти на 2% продаж лекарственных препаратов в натуральном эквиваленте. Такое падение отмечено впервые с 2016 года. Эксперты связывают это с низким уровнем заболеваемости ОРВИ и гриппом.

Впрочем, эпидемия гриппа начнется в феврале и может прильются до апреля – это позитивно повлияет на рынок. Кроме того, в этом году на рынке лекарств вводится система маркировки, отменяется ЕНВД, начинается перерегистрация отпускных цен на лекарства из перечня ЖНВЛП и разрешение онлайн-торговли препаратами.

Влияние на структуру потребления лекарственных препаратов оказала стагнация доходов населения, которые выросли всего на 0,8%, по оценке Минэкономразвития России. Кроме того, увеличились обязательные платежи, уровень инфляции повысился на 4,5%, а цены на продовольственные товары выросли на 5,1%.

В прошлом году доля сегмента дешевых препаратов уменьшилась. Рост рынка происходил за счет сегмента дорогих лекарств.

Уменьшается потребление безрецептурных препаратов. Причиной этого является потеря популярности покупки препаратов на долгое время, падает спрос на препараты для самолечения от сезонных заболеваний.

Совокупно за 2019 год аптеки реализовали 5,13 млрд упаковок лекарственных препаратов на сумму 1 021,2 млрд рублей (в розничных ценах). По итогам 2019 года прирост рынка в рублях составил 3,0%, тогда как в упаковках остался в отрицательной зоне — минус 1,8%.

Средневзвешенная цена одной упаковки ЛС возросла на 4,9%, и составила 199 рублей. За год структура рынка изменилась в пользу препаратов «высокого» ценового сегмента относительно прошлого года. Положительная динамика продаж была отмечена у всех категорий за исключением сегмента «до 50 руб.». Наиболее заметный прирост продаж продемонстрировали лекарственные средства с ценой свыше 500 рублей (+6,8% в руб. и +6,9% в упак.).

Самый стабильный сегмент — «от 150 до 500 руб.»: его доля сохраняется на протяжении длительного периода на уровне 42-46% в стоимостном выражении.

По итогам 2019 года, доля российских препаратов выросла на 1,2% — до 31,6% в рублях и на 0,5% — до 61,0% в упаковках. При рассмотрении абсолютных показателей реализация отечественных препаратов в деньгах выросла на 6,9%, тогда как объём продаж импортных лекарств увеличился только на 1,3%.

Рост доли российских лекарств — уже устоявшийся тренд для рынка лекарств. С 2012 года этот показатель вырос с 23,8% до 31,6%. В упаковках динамика менее заметна: за 7 лет доля выросла всего на 2,4%.

В 2019 году безрецептурные препараты заняли 48,6% рынка в стоимостном и 65,0% в натуральном выражении. В результате более выраженной динамики Rx-препараты (+5,8% против +0,1% у OTC-средств) смогли увеличить свою долю на рынке, и стали превалировать в рублёвом эквиваленте. В итоге удельный вес рецептурных средств вырос с 50,0% до 51,4%.

В упаковках структура рынка лекарств также изменилась в пользу препаратов, отпускаемых по рецепту врача, так как объём реализации Rx-препаратов вырос на 2,0%. При этом ёмкость рынка ОТС-средств сократилась на 3,8%.

Вес дженериковых препаратов в общем объёме рынка по-прежнему растёт: с 2014 года доля воспроизведённых лекарств возросла на 6,7% в рублях и на 2,4% в упаковках.

В рублях продажи дженериков выросли на 4,9%, в результате чего они смогли занять в 2019 году 62,5% рынка, увеличив свою долю на 1,1%. Несмотря на то, что в упаковках реализация дженериков сократилась на 1,5%, при этом их доля возросла с 83,6% до 83,9%.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter