Потребление ЛП в упаковках за период январь-сентябрь 2019 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее упала на 1,5%. Согласно прогнозам итогам 2019 года прирост рынка в рублях составит не более 3%, однако, в упаковках динамика будет отрицательной и составит минус 1%.

По итогам первых трёх кварталов 2019 года через розничный сегмент было реализовано 3,81 млрд упаковок лекарственных препаратов на сумму 739,2 млрд рублей (в розничных ценах). Ёмкость рынка ЛП выросла на 1,9% в рублях, но при этом сократилась на 1,5% в упаковках относительно аналогичного периода 2018 года.

В сентябре за счёт повышенного спроса на «сезонные» препараты против простуды и гриппа объём реализации вырос на 5,5% в рублёвом и 4,4% в натуральном эквиваленте.

Наибольшее падение реализации пришлось на начало весны — в марте аптечные продажи сократились на 4,9% в стоимостном выражении и на 10,4% в натуральном.

Средневзвешенная цена одной упаковки ЛС возросла на 3,4%, и составила 193,9 рубля. Дешёвые лекарства вымываются из аптечного ассортимента, и потребители вынуждены переходить на более дорогостоящие средства. При этом ценовой фактор менее значим. Инфляция за первые 9 месяцев составила 1,9%. В 2018 году этот же показатель составлял 4,6%. Структура рынка изменилась в пользу препаратов «высокого» ценового сегмента относительно января-сентября прошлого года.

За первые 9 месяцев 2019 года безрецептурные препараты заняли 48,5% рынка в стоимостном и 65,3% в натуральном выражении. В результате разнонаправленной динамики Rx-препараты смогли увеличить свою долю на рынке и стали превалировать в рублёвом эквиваленте. В итоге удельный вес рецептурных средств вырос с 49,8% до 51,5%.

В упаковках структура рынка лекарств также изменилась в пользу препаратов, отпускаемых по рецепту врача, так как объём реализации Rx-препаратов вырос на 2,9%. При этом ёмкость рынка ОТС-средств сократилась на 3,7%.

Основные тенденции прошлых лет продолжаются и в 2019 году. В том числе этому способствуют и сложившиеся рыночные условия. Доля дженериков в общем объёме продаж растёт. В рублях продажи дженериков выросли на 3,8%, в результате чего они смогли занять в январе-сентябре 2019 года 62,7% рынка, увеличив свою долю на 1,1%.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter