На Всероссийской неделе здравоохранения состоялась секция «Конкуренция в медицине», собравшая более 100 представителей отрасли. Особый интерес у руководителей медицинских учреждений, врачей, разработчиков медицинских услуг и представителей бизнеса вызвала дискуссия, посвященная конфликтам интересов в медицине.

Евгений Бойченко, модератор дискуссии, председатель оргкомитета форума «Конкуренция в медицине» напомнил участникам, что согласно ФЗ — 323 «Об основах охраны здоровья граждан» в медицинской деятельности под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой у медицинского работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного имущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медработника и интересами пациента.

Алексей Парамонов, кмн, евангелист доказательной медицины, клиника Рассвет отметил, что «в нашей стране неприглядная практика выплат врачам за назначения, лабораторные анализы и исследования сегодня, к сожалению, является обычаем делового оборота. Заложенный в такую ситуацию конфликт интересов заставляет врача выбирать между совестью, качеством и заработком. Это явление необходимо перевести из разряда стандартной практики в разряд вызова обществу».
“Мотивация врача за назначение не только снижает качество здравоохранения и медицинской помощи, девальвирует репутацию врачей в России но также зачастую стимулирует назначение пациенту лишних исследований - считает Артур Исаев, основатель Центра Генетико - Для адвоката, например, получать оплату со стороны своего клиента и противоположной стороны - запредельное преступление. А в здравоохранении мотивации врача диагностическими лабораториями, фармкомпаниями - являются обычаями делового оборота, стандартной практикой маркетинга. Врач должен действовать в интересах пациента, и не может быть мотивирован ни выплатами производителей услуг и средств медицинской помощи, ни средним чеком продаж пациенту».

По словам Артема Гапеева, директора Ильинской клиники: «Когда врач ставится в положение зарабатывающего деньги - это проблема организации, а не врача. Необходимо создавать условия для развития врача в профессии. Это сложная и многоступенчатая задача руководства клиники и главный предмет инвестиций».
«Рынок не может развиваться без прозрачных и четких отношений», уверен Александр Островский, директор Инвитро. «Сложно конкурировать с организациями, мотивирующими врачей. Теряется смысл в конкурентных преимуществах. В конечном счете, это приводит к снижению качества медицинских услуг». Алексей Живов, главврач Ильинской больницы обратил внимание участников дискуссии на то, что у врача нет ничего дороже его профессиональной репутации в разных кругах: среди пациентов, врачей, фармкомпаний, лабораторий. Любые конфликты интересов отражаются именно на врачебной репутации.

«Репутация зарабатывается всю жизнь, а теряется в один день» – напомнил участникам Александр Островский. «В России нет врачебных ассоциаций, и отсутствует единое профессиональное сообщество. Есть голоса отдельных организаций, но единого голоса врачебной общественности не существует» – отметил Алексей Живов. «В США, Европе такие ассоциации есть, они живут не за счет фармацевтических компаний, а за счет членских взносов врачей. Врачи дорожат своим авторитетом в ассоциации, прислушиваются к мнению врачебного сообщества».

Участники дискуссии поддержали актуальность формирования в России института врачебной репутации через создание реальных ассоциации. Но мнению экспертов для того чтобы конфликт интересов не вредил пациентам уже есть закон, который принят с 2012 года. Согласно 74 и 75 статье Закона об охране здоровья граждан такая материальная мотивация называется конфликтом интересов и должна контролироваться органами исполнительной власти. В частности, закон предусматривает ответственность руководителей ЛПУ за сокрытие информации о конфликте интересов. Однако выполнение закона пока не контролируется со стороны надзорных органов и фактически материальная стимуляция врачей является широко распространенной практикой.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter