Вопросы непрерывного медицинского образования в России сейчас актуальны как никогда. Процесс перехода на систему аккредитации до сих пор не имеет должной четкости и ясности, а потому вызывает массу слухов и споров. 6 июня на нашем портале была опубликована статья «От сертификации к аккредитации: что было, что будет». Публикация вызвала шквал обсуждений в сообществе «Врачи РФ», и мы решили опубликовать наиболее интересные отзывы (имена и ники пользователей изменены).

Раньше времени

Медработников, однозначно приветствующих новую систему аккредитации, немного. В основном врачи только привыкают к новым условиям и надеются, что все как-нибудь образуется.

Виктор Ч. пишет: «В очередной раз бежим впереди лошади — приказов-то нет».

Степан М.: «Все сказанное – лишь прожекты по НМО. Будет документ — будет, о чем задуматься. А пока не грузите себя несбыточными проектами».

Кто-то уверен в том, что новые правила и порядки еще будут многократно переработаны. «К 2021 году еще много раз все поменяется. Не стоит сейчас сильно переживать», — считает пользователь Л.

Кто-то, наоборот, убеждает, что система уже работает, и пути назад нет. «Слушала 5 дней назад доклад директора Казанской государственной медицинской академии, — пишет врач Н. — Задали ему вопрос, надо ли регистрироваться в системе НМО и зарабатывать баллы тем, кто проходил сертификационный цикл в 2015 г. Он ответил, что все обязаны участвовать в "сборе баллов" и ничего другого он не знает».

Непонятно, зачем

Обсуждение во врачебном сообществе показало, что далеко не все медработники разобрались в целях проводимых реформ. Многие спрашивают, зачем вообще нужны реформы в системе НМО?

Александр Н.: «Непонятно, зачем это? Улучшить качество оказания помощи? Так это не так надо делать...».

Многие врачи уверены, что прежняя система обучения была лучше.

«Все эти реформы и погубили всю советскую систему здравоохранения. Я лично против всех реформ. Надо готовить в вузах знающих свою специальность врачей. Наблюдал за новыми врачами и убедился: знаний у них еще недостаточно. Советская система ЗО была на высоком уровне, а теперь все перевернули, а до ума так и не довели. И это все сказывается на здоровье наших россиян», — убежден Василий З.

Как будет на практике?

Вопросов у представителей врачебного сообщества относительно того, как новые правила будут претворяться в жизнь, очень много. Денис Г.: «На федеральном уровне до сих пор нет регламентирующих документов. И сразу возникает вопрос: те, кто не успеет за 2016 год набрать свои 50 баллов, пока идет эта неразбериха, или в любой другой год пятилетки, что они будут делать в 2021 году? Их отстранят от работы?».

«В статье говорится, что действовавшая ранее система сертификации сохранится до 1 января 2021 года. Полностью перейти на процедуру аккредитации планируется в 2026 году. А с 2021 по 2026 гг. что будет?»

Есть немало комментариев и от тех, кто уже столкнулся с новыми правилами.

Елена З.: «Очень неудобный вид обучения. Даже вебинары посетить не удается — проблема с компом. Ни с планшета, ни со стационарного не получается. Да ну их, эти навороты. Надеюсь, пройду по-старому в 2020 году сертификационные курсы».

«Нас вообще не направляют, курсы 36 часов без отрыва от производства. Приедет лектор на 2 дня, прочитает лекции (а у меня в это время прием). А дальше сами, когда хотите, в интернете...», - жалуется Алина И.

Однако те, кто уже имел возможность опробовать новую систему НМО, оценили ее достоинства.

«Я зарегистрировалась, вступила в эту систему, которая меня очень пугала и напрягала. И знаете, оказалось, не так этот сайт страшен. Сначала пришлось, конечно, покопаться, так как у меня гинекология, модулей было предостаточно. Я спокойно набрала 14 зетов, что будет с 36 зетами, понятия не имею, но пока все устроило», - отмечает Ольга.

Не в ладах с IT

Одни врачи жалуются на несовершенство программ дистанционного обучения. Для других – использование современных средств коммуникации представляет реальную проблему.

Даниил Л. недоумевает: «Интересно, что делать людям, не дружащим с компьютером или банально не имеющим интернета? Это ведь достаточно большой контингент...»

Но есть и те, кто подчеркивает, что работе на компьютере можно научиться в любом возрасте, было бы желание.

«Периодически обсуждается вопрос, что врач без знания английского языка — почти не врач, — отмечает Нина Р. — Но без умения работать на компьютере в современном мире уже точно нельзя. У нас, когда ставили компьютеры в регистратуре, две пенсионерки категорически отказались на них работать, пришлось уволиться. Другие две, тоже пенсионерки, освоили программы и продолжают благополучно работать. Так что, кто хочет – тот работает».

Ее поддерживает врач под ником Z: «У нас пенсионеры нынешние уже больше 15 лет работают на компьютере, и даже некоторые недавние непенсионеры писали проги, а то, что многие доктора ЛПУ лучше наших IT знают комп, у нас даже не обсуждается, это очевидно! Есть врач за 80, который очень хорошо в программе работает».

Платное образование

Особое возмущение у многих вызывает необходимость платить за НМО. Так, врач Анна пишет: «Минимальную стоимость я видела 5 тысяч. Вам работодатель оплачивает? Мне нет, а платить каждый год из своего кармана и брать отпуск за свой счет — извините, но тогда дешевле не работать в бюджетных организациях».

Ольга К. отвечает: «Поэтому я перешла окончательно в медцентр. Мои курсы 36 часов стоят около 4-5 тысяч. Думаю, осилю даже, если мне не оплатит работодатель, и на неделю отпустят, а что делать?».

Задумываются об уходе

Новшества в системе НМО вызывают подчас такой стресс, что некоторые опасаются массового ухода из профессии.

Надежда К, рассуждает: «Будет вот что: врачи, которые сейчас получают сертификаты, проработают последние 5 лет и все! Как многие говорят у нас на работе: хватит, мы уйдем! Так что, лет через 5 большинство пенсионеров уйдет».

Мария разделяет эти опасения. «Мы работаем, не поднимая головы. Перерабатываем. Однозначно нет желания заводить личные кабинеты и шариться в них. Нет сил даже легкое чтиво почитать. Так что греет одна мысль, что по возрасту можно будет уже развернуться и уйти...», — пишет она.

Что делать?

Среди участников обсуждения немало и тех, кто не только критикуют, но и выступают с предложениями.

Виктор Р. Предлагает не торопиться: «Переход на НМО должен быть постепенным и добровольным. Вот это и будет честное голосование. А сейчас "за" только продавцы баллов».

«В каждом учреждении надо создать компьютерный класс и выделить время врачам для работы в программах НМО», - считает врач под ником Светлана.

«В НМО очень неудобно то, что дома на компе надо что-то изучать, а затем экзаменоваться. Условий и времени нет. Лучшим вариантом было бы оставить учебу один раз в пятилетку, как сейчас, и проводить конференции по специальностям с выдачей удостоверений. И интернет-ресурс сделать более удобным, с размещением базовых и новейших учебных материалов. Систему баллов пока лучше не вводить, т.к. все врачи находятся в очень разных условиях — время, финансы, наличие технических возможностей, удаленность от мест проведения мероприятий», — пишет Наталья.

«В любом случае, врач не должен быть «охотником за баллами»! Ибо это унизительная процедура. В идеале надо оставить циклы по 144 часа каждые 5 лет, но посвящать эти занятия только новым методам и схемам лечения + разборам встречающихся «косяков» в медицинской практике», — уверен пользователь АГ.

«Очень удобный вариант для непрерывного обучения – это лекции, конференции, проводимые профессорами и другими корифеями медицины. Это удобно всем врачам, очень эффективно в получении знаний... Не надо усложнять, закручивать, мучить врачей...», — пишет врач под ником ГС.

***

Как видим, пока грядущая аккредитация вызывает не только непонимание и настороженность. Но очевидно, что без четкой организации всей процедуры сложно ожидать понимания со стороны врачебного сообщества и активной вовлеченности в процесс обучения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter