Одним из значимых факторов роста фармацевтического рынка в 2016 году стала активизация оптового сегмента, представленного как федеральными компаниями, так и небольшими дистрибьюторами. Директор по аналитике RNC Pharma Павел Расщупкин считает, что этот процесс, стал следствием внутренних инвестиционных программ последних лет, направленных на оптимизацию логистики, развитие филиальной структуры, автоматизации складов.

Этот путь оказался столь эффективным, что уже к концу 2016 года рынок обеспечивали около 150 полноценных фармдистрибьюторов в основном ориентированных на розницу (в эту цифру не входит государственный сегмент, представленный, как правило, либо ключевыми игроками, либо отдельными дистрибьюторами, нацеленными на конкретные больницы).

Основная доля рынка прямых поставок в настоящий момент представлена федеральными компаниями — последние несколько лет она уверенно увеличивалась и к концу 2016 года составила 80% сегмента. Кроме того, значительно вырос удельный вес лидеров рынка. Этому способствует, во-первых, еще нестабильное, но постепенное восстановление динамики рынка в натуральном выражении, а во-вторых — то, что в последние несколько лет с рынка ушел ряд крупных фармдистрибьюторов и эту нишу заняли другие активные игроки. В настоящее время 80% рынка приходится на долю 15 топовых компаний и это соотношение с каждым годом продолжает расти. Наиболее стабильным источником развития фармдистрибьюторов сбыта по-прежнему остается аптечный сегмент. Практически все профильные игроки, задействованные в аптечном сегменте, показывают рост по увеличению ассортимента и росту каналов, в то время как поставки для госсегмента и конечная дистрибьюция не демонстрируют однозначно позитивных показателей.

Еще одним источником роста для фармдистрибьюторов, помимо инвестиций и построения филиальной структуры, стало развитие смежного бизнеса, связанного, прежде всего, с аптечными сетями — все больше дистрибьюторов ориентируется именно на данный сегмент, организовывая собственные аптечные сети и ассоциации. Рост в этой нише показали практически все аптечные сети, заняв по итогам 2016 года около 80% коммерческого рынка. При этом количество аптечных сетей в абсолютном исчислении снижается: если три года назад их насчитывалось порядка 2,5 тысяч, то сейчас их осталось чуть более 2 тысяч. Впрочем, это связано, скорее, не с уходом отдельных игроков а с обшей консолидацией рынка — в этом процессе крупные аптечные сети выступают драйвером. Основной рост происходит за счет сделок по покупке малых аптечных сетей. Кроме того, многие компании активно используют франчайзинг. По итогам года основные игроки занимают около 10% рынка, причем число таких игроков к лету прошлого года увеличилось в два раза.

Оборот топовых аптечных сетей вырос на 27%, в то же время оборот топовых дистрибьюторских компаний увеличился на 74%. Теоретически эти цифры должны были совпасть, однако сопоставлять напрямую аптечные сети и дистрибьютора невозможно, так как эти сегменты рынка оперируют разными категориями. К тому же дистрибьюторский сегмент представлен меньшим количеством участников, а значит, потенциальный прорывной рост возможен только за счёт ухода с рынка слабых компаний. Аптечные сети из-за большей численности и непростой экономической ситуации имеют возможность поглощать друг друга, что сопряжено с меньшими рисками, чем в сделках сегмента фармдистрибьюторов.

К тому же аптечные сети, торгующие в розницу, как правило, объединяются, консолидируя свои усилия. Причем, работая по единому плану, как одно целое, они могут оставаться принадлежностью разных собственников.

В целом, по итогам года, на рынке было задействовано 59 тысяч аптечных точек, 41 тысяча из которых принадлежат аптечным сетям. Большая их часть — частные структуры. Именно в этом сегменте отмечался рост активности, в то время как государственные аптеки демонстрировали тенденцию к спаду. В целом сетевые аптеки начали подавлять единичные торговые точки, так как ни одна единичная аптека не может конкурировать с сетью, в распоряжении которой совершенно иные финансовые и управленческие ресурсы. В основном и одиночные аптеки сохраняются за счет лояльности покупателей, привыкших к данной торговой точке.

На государственном уровне количество аптек в регионе не регулируется — ограничителем выступает сам рынок. В настоящее время ведутся переговоры об установлении лимита количества аптек на одного человека, однако нормативы до сих пор так и не созданы. Естественным ограничением роста аптечных сетей является недостаток квалифицированных кадров, а также сложности, возникающие при получении новых лицензий и при выборе места для торговых точек. Фактором, наиболее эффективно стимулирующим развитие аптек, можно считать инвестиции фармпроизводителей. Стоит отметить, что наибольшую долю средств на продвижение в аптечных сетях выделяют производители витаминов, так как при наличии сильной конкуренции и отсутствии существенных различий в продукции производители просто вынуждены вкладывать в это деньги. Позиции остальных фармгрупп отражают особенности эпидемиологической ситуации России и в общем характерны для многих аптечных сетей.

Прогнозы строить сложно, но, думаю, в будущем году рынок вырастет на 10%. Основным драйвером станет розничная торговля. Кроме того сменится ключевой фактор роста оборота. Если в прошлом году этим фактором была инфляция, то в этом ожидается активизация потребителя, который станет покупать большее количество товаров.

Государственный сегмент также покажет рост, однако его увеличение будет идти более взвешенно, в основном за счет импортозамещения и увеличения цены за упаковку.

Ожидается реализация ряда пилотных проектов, в частности продолжатся попытки организовать дистанционную торговлю лекарствами. Начало такой торговли станет столь значимым явлением в развитии отрасли, что за несколько следующих лет может изменить фармацевтический рынок до неузнаваемости.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter