В последнее время фармсообществом активно обсуждается развитие внеаптечной розницы, то есть перспективы продажи лекарств населению вне аптечных организаций. Фармацевтическим ритейлерам не дают покоя аптечные проекты сетей розничной торговли X5 Retail Group и «Магнит». Подогревает ожидания весьма активное продвижение в 2018 году регуляторных инициатив по предоставлению права продажи лекарственных средств непосредственно в супермаркетах.

Что переживает аптечный рынок и что его ждет в ближайшем будущем, рассказывает директор по развитию компании «АРЭНСИ Фарма» (RNC Pharma) Николай Беспалов.

Проекты X5 Retail Group

Ведущие современные компании розничной торговли, реализующие так называемые товары повседневного спроса и работающие в сегменте FCMG (Fast Moving Consumer Goods), давно присматриваются к ассортименту лекарственных средств.

О продаже лекарств сеть X5 Retail Group задумалась еще в 2016 году. Осваивать новый для себя вид товара ретейлер решил совместно с субхолдингом «Марафон Фарма», входящим в состав инвестиционной структуры «Марафон Групп», принадлежащей Александру Винокурову. Кстати, именно Винокуров был одним из инициаторов продажи в ноябре фармацевтического дистрибутора «СИА групп» второму по обороту ритейлеру в России — компании «Магнит». Согласно соглашению, структуре «Марафон Фарма» предоставляется приоритетное право доступа на торговые площади в магазинах группы X5.

Аптечный проект группы X5 сейчас насчитывает чуть более тысячи аптечных учреждений. По словам эксперта, открывались розничные пункты довольно тяжело, и весь процесс проходил сложнее, чем предполагалось. Недавно в X5 произошла смена топ-менеджеров. Причины увольнения не разглашаются, но не исключено, что этот факт тоже как-то повлияет на планы развития компании.

Пока же ритейлер анонсировал, что к 2021 году намерен иметь в своем распоряжении порядка 3,3 тысяч аптек. Насколько реальны эти амбиции? По мнению аналитика, пока у этой структуры есть все шансы на успех, но ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.

Если посмотреть на эффективность каждой конкретной аптеки, которая входит в состав «Марафон Фармы», то в среднем она в 3-4 раза нижа, чем у сопоставимых аптечных сетей, таких как «Неофарм». То есть если говорить об аптечной сети Х5, как о некоей инфраструктурной единице, то это достаточно крупная структура, но если рассматривать размер бизнеса и ее эффективность, то это в лучшем случае крепкий середнячок, которому еще долго расти до серьезных рыночных позиций.

Проекты компании «Магнит»

Российская компания розничной торговли «Магнит» пока еще находится на более ранней стадии реализации проекта. Сейчас у одноименной сети магазинов насчитывается порядка 55 аптечных учреждений. Аналитики отмечают, что FCMG ритейлер «Магнит», как и Х5 не всегда открывают аптечные учреждения удачно, и иногда им приходится закрывать их.

Тем не мене у «Магнита» в планах – открытие в будущем году порядка 2 тысяч аптек. Чтобы масштабность этих планов розничной сети стала более очевидной, скажем, что в пересчете на рабочие дни в будущем году «Магниту» нужно каждый день открывать порядка 8-9 аптечных учреждений. Но такие темпы выдержать невозможно, считает Николай Беспалов.

«Почему я говорю, что это нереально, по той простой причине, что даже в годы гораздо лучшего состояния российского рынка, макроэкономики и фармацевтической розницы крупным аптечным сетям едва удавалось выдерживать темп порядка 30 аптек в течение месяца. И это были реально самые лучшие годы развития российской фармрозницы. 30 аптек в течение месяца – это примерно 3 аптеки в день, – подчеркивает Николай Беспалов. – Темпы совершенно несопоставимые. Здесь, несмотря на колоссальный финансовый потенциал сети «Магнит», наверное, имеет смысл сомневаться в том, насколько эти планы выполнимы».

Тем не менее, FCMG ритейлеры – это действительно серьезные игроки для фармацевтического рынка. Ведь амбиции по развитию аптечных проектов у них достаточно серьезные, и если не завтра, то послезавтра они могут оказаться на рынке.

В качестве небольшой иллюстрации потенциальных возможностей этих структур достаточно упомянуть, что выручка сети X5 Retail Group по итогам 2017 года составила 1,3 трлн. рублей. Это больше, чем весь объем российского фармрынка за 2017 год. Иными словами, если они настойчиво будут продолжать развитие этих проектов, то, безусловно, этого добьются.

Онлайн-торговля

Еще одно направление развития неаптечного сегмента фармрынка – это онлайн-торговля лекарственными препаратами. С 2015 года де-юре в России действуют законодательные ограничения на интернет-торговлю лекарственными препаратами. То есть по закону нельзя заказать и получить с доставкой на дом курьером лекарственный препарат. Отпускать лекарства как рецептурные, так и безрецептурные может только человек с фармацевтическим образованием.

И хотя интернет-торговля лекарствами запрещена, тем не менее, аптечные интернет-проекты набирают обороты. В этом сегменте уже появились достаточно крупные игроки, которые владеют серьезным бизнесом. К таким структурам относятся проект apteka.ru, e-apteka.ru , сервис zdravcity.ru. Но пока таких проектов относительно немного, и причина этого кроется в том, что развитие этого сегмента искусственно тормозится со стороны государства.

Но некоторые игроки все же смогли найти способ легально продавать лекарства через интернет. В 2018 году один из крупнейших онлайн-ритейлеров в нашей стране, компания OZON.ru, обратила внимание на аптечный ассортимент. И теперь у клиентов онлайн-магазина имеют возможность заказать и приобрести с доставкой на дом лекарственные препараты.

Юристы компании придумали очень интересную схему, воспользовавшись лазейкой для обхода на запрет. OZON.ru предлагает своим клиентам оформить договор поручения.
По этому договору поверенный берет на себя обязательство совершить от имени и за счёт доверителя определённые юридические действия, в частности, приобрести в аптеке товар. Заказчики заключают с магазином договор в электронном виде, после чего курьер забирает лекарства и привозит их на дом.

Пока, как заявлено на сайте онлайн-магазина, OZON работает в тестовом режиме и только с ОТС-продукцией. На данный момент выбор лекарственных препаратов на сайте не велик, но учитывая то, что этот онлайн-ритейлер обладает развитой инфраструктурой и большим опытом, эксперты оценивают перспективы развития этого бизнеса как очень серьезные. Однако, согласно последней информации, деятельностью OZON по продаже лекарств заинтересовался Росздравнадзор, который вынес компании соответствующее предупреждение.

Продажа лекарств в магазинах

Кроме развития сети аптек, открытых на торговых площадях магазинов, в уходящем году серьезные дебаты вызвала законодательная инициатива о разрешении продажи лекарств непосредственно на полках обычных магазинов.

По словам исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьевой, борьба с аптеками за право продажи лекарств идет уже 10 лет. Год назад была предпринята серьезная попытка продавить законопроект о продаже лекарственных препаратов в магазинах. Итоговый законопроект, разрешающий реализацию всех ЛП с упрощенной лицензией в любой торговой организации (и даже производство в них лекарств), был внесен под Новый год, в 20-х числах декабря. При этом требование о минимальном ассортименте по-прежнему распространялось только на аптеки. Только консолидированная позиция фармацевтического сообщества помогла не допустить его прохождение. Как и еще одного проекта закона, который пытались «незаметно» представить накануне майских праздников.

«В вопросе возможной продажи лекарств в торговых организациях фармсообщество выступило единым фронтом, – говорит Нелли Игнатьева. – Большое спасибо производителям, которые поначалу говорили, что вроде бы, какая разница, где продается препарат, но в итоге, взвесив все за и против, не поддержали законопроект».

«Но этот вопрос видимо, не совсем остался в прошлом, если сегодня в некоторых продуктовых магазинах лежат лекарства на полке под вывеской «Аптека», - добавляет Нелли Игнатьева.

Что ждет российский фармынок?

Если бы законодательные инициативы, которые обсуждались в течение уходящего года, все-таки были бы приняты, это бы полностью перекроило российский фармрынок, поменяло бы расстановку сил и привело бы к поистине тектоническим сдвигам на рынке лекарств, уверен Николай Беспалов. Пока этого не произошло, но тем не менее, аптечные проекты крупных сетевых супермаркетов продолжают развиваться. Также окончательно не снят еще с повестки для вопрос о продаже лекарств в магазинах. А это значит, что розничный аптечный рынок в 2019 году попадет под угрозу тотального перекроя.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter