Специалистам клинической лабораторной диагностики с аккредитацией пока можно не спешить. Но задуматься о подготовке к этой процедуре, о ее преимуществах и возможных препятствиях стоит уже сейчас.
Врачи лабораторной медицины — бойцы почти невидимого фронта. Их контакт с пациентами весьма ограничен, как и с докторами, которые ставят диагноз и назначают лечение. Тем не менее, 70% всех решений принимаются на основе именно лабораторных исследований.

Время еще есть

Лабораторная медицина — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей здравоохранения, а потому вопросы образования и повышения квалификации перед врачами-лаборантами, биологами-исследователями стоят особенно остро. Работа лабораторий все больше автоматизируется, создаются уникальные технологии, и надо быть в курсе всех новинок и уметь пользоваться сложнейшим оборудованием. Но даже сложнейшие вопросы клинической геномики отступают сейчас на второй план перед неизбежностью под названием «аккредитация». Как она будет проходить, по каким правилам и какими темпами — вопросов на данный момент больше, чем ответов, даже у тех, кому этот процесс придется организовывать.
Аккредитация, призванная постепенно заменить систему сертификации врачей, стартовала в 2016 году. Внедрение ее будет происходить постепенно. В нынешнем году обязательную аккредитацию должны начать специалисты, завершившие в 2016-м освоение основных программ высшего образования по специальностям «стоматология» и «фармация». У врачей-лаборантов и диагностов еще есть время на подготовку.

Технология процедуры аккредитации

Как рассказал заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессор Владимир Долгов на прошедшем недавно II Всероссийском конгрессе лабораторной медицины, технология перехода с сертификации на аккредитацию будет такова: вы получаете сертификат и уже со следующего года начинаете в рамках аккредитации набирать по 50 баллов ежегодно. Всего за пять лет надо набрать 250 баллов. Для тех, кто в этом году сдает сертификационный экзамен, отсчет аккредитации начнется с 2017 года. Если вы должны получить сертификат в 2017 году, то начнете набирать баллы по новой системе с 2018 года и т.д. То есть спешить и устраивать ажиотаж по поводу аккредитации не нужно. Чем позже вы пройдете сертификацию (но не позднее 2021 года!), тем проще для вас.
Для работников лабораторий есть и дополнительная сложность — не только врачи, но и биологи, и генетики тоже обязаны доказывать свое право на работу лабораториях и диагностической медицине.
Процесс набирания баллов по аккредитации длится пять лет. Теоретически возможны две схемы получения баллов: каждый год набирать по 50 баллов или получить сразу, условно говоря, 240 баллов, а потом добрать оставшиеся 10.
Но второй вариант практически нереален: даже 50 баллов в год получить работающему врачу-лаборанту непросто из-за нехватки времени. 36 баллов из 50 нужно набрать за счет учебы в образовательных учреждениях, на конференциях, семинарах, мастер-классах.
Специализированным кафедрам сейчас предлагается проводить краткосрочные курсы: трехдневные (18 часов) или шестидневные (36 часов). Но механизмы проведения этих курсов пока не ясны. Как это делать? За чей счет слушатели должны будут приехать на три дня? Как кафедрам успеть оформить документ о получении баллов? По почте его высылать нельзя, ведь по закону документ надо вручить лично в руки. Эти вопросы пока остаются без ответов.
Оставшиеся 14 баллов набираются за счет самостоятельного дистанционного обучения — с помощью решения тестовых интернет-модулей по специальности. Модули пока еще находятся в стадии разработки, однако начало положено, и первые из них уже созданы кафедрой клинической лабораторной диагностики РМАПО. Один решенный модуль — это всего-навсего 1 балл. Чтобы решать эти модули, врач должен запастись временем, потому что один модуль содержит 25 страниц: описание, клинические примеры (в каждом модуле их восемь) и серия вопросов, непростых и каверзных. Нужно выбрать ответы и обосновать их.

Казусы и нестыковки

Если специалист не наберет за год 50 баллов, а за пять лет — 250, ему, судя по всему, придется проходить переподготовку. Впрочем, организаторы аккредитации над карательными мерами еще не думали. Возможно, врачам будут давать некоторое добавочное время на зарабатывание недостающих баллов, как это делается, например, в европейских странах, где к основному времени обучающего цикла в случае необходимости добавляется еще полгода.
При этом врачи клинической лабораторной диагностики могут набирать баллы по другим специальностям. На вопрос: «Зачем?» — ответа пока нет. И какие из этих баллов будут зачтены, а какие нет, станет понятно только в конце аккредитационной «пятилетки». Кстати, по приказу Министерства труда, которое утверждает профстандарты, специальность «клиническая лабораторная диагностика» отнесена к медико-профилактическому делу, а слово «диагностика» в разделе о трудовых функциях данного приказа даже не звучит. Более того, профессиональные стандарты по этой специальности еще не утверждены. Как отметил на конгрессе лабораторной медицины заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики Ставропольского государственного медицинского университета Юрий Первушин, «мы обсуждаем вопросы, которые на сегодняшний день не имеют юридической основы».
Действительно, 1 июля 2016 года по распоряжению Президента РФ и в соответствии с законом должны быть учреждены профессиональные стандарты. Но на данный момент их только шесть, и лабораторная диагностика в их число не входит. Поэтому дистанционные модули, которые сейчас создаются, могут после утверждения стандартов оказаться непригодными, а проделанная работа — бесполезной.

Вопрос унификации образовательных программ

Еще одна задача — унификация обучающих программ по специальности «клиническая лабораторная диагностика». Если она не будет решена, считает Юрий Первушин, отрасль столкнется с тем, что разные кафедры по-разному будут проводить обучение. До сих пор специалисты лабораторной медицины во многом основывались на типовых программах, разработанных РМАПО. Так зачем же каждый будет придумывать свой велосипед? Унификация обучающих программ нужна еще и для того, чтобы избежать халтурной работы сертификационных центров, в которых, если говорить начистоту, документы зачастую покупаются. Кстати, большим шагом вперед станет утверждение профстандартов.
Потребность в специалистах лабораторной медицины с годами будет только расти. Уже сейчас наблюдается нехватка в кадрах, а в будущем специалистов в области клинических исследований потребуется на треть больше. Ожидается, что большим спросом будет пользоваться геномика, поэтому отрасли нужны высококвалифицированные ученые-биомедики. У лабораторной диагностики большие перспективы, и ей нужны хорошие специалисты — грамотные и прошедшие все круги аккредитации.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter