В начале октября мы в очередной раз отметили День учителя, поздравив наших провожатых на пути в Страну Знаний – кто лично, кто открыткой, а кто и звонком с мобильного. К слову, число предпочитающих «мобильный» стиль общения и применительно к торжественным случаям (а профессиональные праздники к таким случаям, безусловно, относятся) на протяжении последних двух десятилетий неуклонно растет, причем – подчеркнем это особым образом – не в последнюю очередь за счет подрастающих поколений.

...А параллельно, сходными темпами, нарастает накал общественной дискуссии о влиянии устройств мобильной коммуникации на здоровье студентов, школьников, детсадовцев и иже с ними. Отметим, теперь в дискуссионной полифонии все отчетливее звучат голоса специалистов – голоса обеспокоенные и взволнованные. Причина тревоги – появление все новых и новых свидетельств негативного воздействия сотовых телефонов, смартфонов, планшетов и им подобных «девайсов» на физическое и психическое состояние несовершеннолетних. Оппоненты критиков «всеобщей мобилизации» упрямо возражают: вред здоровью способно принести любое излишество.

И как тут не вспомнить незабвенное сократовское «Ничего сверх меры»... Как, впрочем, и о том, сколь сложно подчас адекватно определить эту самую меру для конкретного индивидуума.

Серьезную попытку разобраться в проблеме сравнительно недавно предприняли сразу два уважаемых ведомства: Роспотребнадзор и Рособрнадзор. Плодом их совместных усилий стали Методические рекомендации – внимание – об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях1. Оговоримся сразу – документ не обязателен для исполнения. Тем не менее, излагаемые в нем факты и, в особенности, предложения, направленные на упорядочение использования устройств мобильной коммуникации в часы учебных занятий, заслуживают безусловного внимания.

*          *          *

Цели этого документа просты и понятны. Это, во-первых, профилактика нарушений здоровья обучающихся, а, во-вторых, повышение эффективности образовательного процесса.

В подкрепление своей позиции разработчики Методических рекомендаций ссылаются на недюжинный массив научных знаний, накопленный в этой проблемной области прогрессивным человечеством. Так, согласно результатам многочисленных зарубежных исследований2, ранний возраст начала использования устройств мобильной коммуникации, длительное накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики обучаемых и воспитанников, что проявляется у несовершеннолетних:

  • гиперактивностью;
  • повышенной раздражительностью;
  • снижением долговременной памяти и умственной работоспособности;
  • нарушением коммуникативных способностей;
  • расстройством сна.

Упоминаемые в Методических рекомендациях исследования, представленные в работах российских ученых (Черненков Ю.В. (2009), Григорьев Ю.Г. (2017), и др.), также выявили у несовершеннолетних, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, негативные реакции, существенно отличающие их от сверстников, не использующих аналогичные устройства (в учебные часы, прим. Авт.). Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Добавим к сказанному, что проблема негативного влияния мобильников на здоровье их пользователей уже давно находится и в центре внимания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Так, еще в 2014 году ВОЗ опубликовала ряд документов, согласно которым моделируемые устройствами мобильной коммуникации электромагнитные поля классифицируются в качестве возможного канцерогена, в связи с чем несовершеннолетние в силу особенностей развития организма вполне могут быть отнесены к группе повышенного риска.

*          *          *

Далее, по-видимому, следует пояснить, что обсуждаемая проблема в той или иной мере проявилась отнюдь не только в нашем с вами Отечестве. В более чем десятке государств уже приняты и применяются на практике нормативные акты, регулирующие порядок использования несовершеннолетними устройств мобильной коммуникации при нахождении в обучающей или воспитательной организации.

В Австралии, Великобритании, Канаде, Малайзии действуют, к примеру, соответствующие рекомендации. А вот во Франции к регламентации обращения учащихся с мобильниками подошли в духе революционных традиций 1789 года: в стране действует закон (!), запрещающий использование в школах (аналогичных им обучающих организациях) любых мобильных устройств. Что любопытно, закон действует. Его нарушение чревато серьезными правовыми последствиями и для нарушителей (а за несовершеннолетних до известного момента ответственность, в том числе в виде судебного штрафа, по закону несут их родители), и для организаторов обучения (последние – за «недосмотр»).

По примеру бывшей метрополии аналогичные запреты установлены в школах Нигерии и Уганды. Ну, а ближайшие соседи французов, бельгийцы, в соответствии с национальным законодательством предоставили школьным администрациям право принимать решения об установлении ограничений на использование в учебные часы устройств мобильной коммуникации самостоятельно.

*          *          *

Что же конкретно предлагают авторы Методических рекомендаций? Прежде всего – рассмотреть вопрос введения ограничений на использование устройств мобильной коммуникации в учебные часы. Напомним, принятие соответствующих решений в сфере образования относится к компетенции соответствующих органов власти (управления). В качестве первых практических шагов на пути введения ограничений предлагается начать с обязательного перевода обучающимися приносимых ими в школы и т.п. устройств мобильной коммуникации в беззвучный (и безвибрационный) режим на время учебных часов, ограничения использования мобильников непосредственно на учебных занятиях. А вот вопрос об оборудовании в обучающих организациях мест хранения устройств мобильной связи в учебные часы предлагается решать «при наличии такой возможности и необходимости».

Кроме того, в Методических рекомендациях содержится Памятка, которую предлагается распространять среди обучающихся, их родителей и педагогического персонала. О первых результатах применения Методических рекомендаций можно будет судить не ранее, чем в конце текущего учебного года.

Пока же ясно лишь одно – проблема существует, но по-прежнему не существует сколь-либо внятных подходов к ее решению. И это, согласитесь, тоже повод для серьезного беспокойства.

 

ПАМЯТКА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЭФФЕКТОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.

2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.

3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).

4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).

5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

 

 ____________


1 Утверждены руководителями Роспотребнадзора и Росздравнадзора 14 августа 2019 г. Разработчики: Минпросвещения России; ФГБУ Российская академия образования; Рособрнадзор; Роспотребнадзор; ФБУН "Новосибирский НИИ гигиены"; ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области; ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный медицинский университет"; ФГБНУ "НИИ медицины труда" и ряд территориальных органов Роспотребнадзора.

2 См., например: Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L., Rasmussen E.E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers // Dev. Psychol. 2014. № 50. P. 1497 - 1506; Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children//Sleep Med. Clin. 2017. № 12. P. 407 - 413, и др.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter