Этой статьей мы открываем серию публикаций, посвященных объединению лучшего опыта и идей от Настоящих Аптек. Под Настоящими Аптеками мы понимаем... После прочтения этих публикаций, вы и поймете, что это такое — Настоящая Аптека)!

Что такое аптека — знает каждый. Само слово «аптека» — это уже бренд, четкое позиционирование розничного предприятия. Название «аптека» задает в нашем сознании четкую социальную ценность этого предприятия.
Призвание аптечного предприятия — помогать людям.

Давайте мысленно создадим некое Сообщество Настоящих Аптек (в дальнейшем для краткости я буду говорить просто «Аптеки»), цель деятельности которого – помогать аптекам, задача — стать аптекой для аптек.
При помощи этого приема мы пропишем для аптеки необходимые ей «лекарственные средства», которые могут повлиять на иммунитет и на общее состояние здоровья предприятия, позволят «вылечиться от заболеваний». Эти средства дадут возможность заняться эффективной «профилактикой организма» аптечного предприятия. В качестве «лекарств» и «витаминных комплексов» будут выступать различные методики и технологии формирования комплексного предложения покупателю — продукта аптеки.

Ну прямо как живая!

Авторы этой идеи долго думали об образе, с которым можно связать Аптеку. Нам кажется очень важным посмотреть на аптеку как на живой организм. Понять, как она воспринимается покупателями, какие эмоции вызывает. Увидеть, как важно обеспечивать гармоничное функционирование Аптеки, как живого организма в целом, потому что основная задача Аптеки — нести людям жизнь.

Но, не стоит забывать, что аптечный бизнес — это все же бизнес. И кроме социально-значимой функции миссия Аптеки — зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность жить и помогать людям. Это сложное сочетание и придает особые черты и характеристики аптечному предприятию.

Как устроена аптека внутри? Да так же, как организм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов (внутренние органы и т.п.). И только гармоничное функционирование элементов этой системы дает возможность организму жить и выполнять свою миссию.

Какие элементы «живого организма» присутствуют в аптеке?

Здоровое питание

Например, ассортимент можно представить как пищеварительную систему. Основные функции пищеварительной системы в живом организме — переваривание и усвоение пищи, вывод токсинов. В аптечном «организме» система формирования ассортимента обеспечивает поступление питательных веществ для живого организма — Аптеки. Качество пищи, способность пищеварительной системы выполнения функций его усвоения определяет успех функционирования Аптеки на начальном этапе формирования ее жизнеспособности.

Но следует помнить: избыточные количества питательных веществ, поступающих в организм, остаются в виде жировых отложений, которые начинают распадаться при недостаточном поступлении веществ в организм. С чем это может быть связано:

• с недостаточным питанием — дефектура рынка,

• с нарушением функции ферментов, отвечающих за усвоение — сбои в работе пищеварительной системы — неоптимальный товарный запас.

Любой организм должен обладать предвидением и способностью «запасаться» питательными веществами на случай неблагоприятных изменений окружающей среды, и, как следствие, «нарушения режима питания». Важно учитывать и то, что при повышенных нагрузках соответственно повышается расход запасов — учет фактора сезонности по той или иной продукции.

Правильно сформированная система управления ассортиментом способна питать организм — аптечное предприятие питательными веществами.

Кровеносная система

Но поступлением питательных веществ в организм процесс не заканчивается. Питательные вещества из желудочно-кишечного тракта попадают в кровь и разносятся по всему организму, ко всем органам. Кровь является очень лабильной средой организма. Её состав меняется постоянно — это зависит от биоритмов, времени суток, состояния организма (стресс, сон, прием пищи). Аналогией кровеносной системы в аптеке является система ценообразования. Это самая лабильная система в аптечном предприятии. От ее состояния зависит работа по усвоению и расходу питательных веществ во всем организме. Основные функции аптечной «кровеносной системы»:

• перенос питательных веществ и кислорода = деньги;

• выведение углекислого газа, защитная функция = обеспечения оборачиваемости, продажи товаров с исходящими сроками годности.

Дела сердечные

Программа лояльности в аптечном предприятии — это сердечно-сосудистая система. Почему? Большинство программ лояльности предлагают клиентам в первую очередь материальные привилегии, которые, по сути, представляют обыкновенные скидки, а скидки — это последнее, что способно вызвать лояльность. Клиенты, покупающие товары только из-за низкой цены, покинут аптеку, как только кто-нибудь предложит им нечто более выгодное. Единственный способ добиться долгосрочной лояльности клиентов по отношению к аптечному предприятию — установить с ними такие взаимоотношения, в основе которых будут лежать не только материальные стимулы, но и эмоции, доверие и партнерство. Мы должны влюбить в себя клиента — показать ему всю теплоту нашего сердца.

Важно помнить, что программы лояльности не создаются на основе политики скидок или манипулирования ценами. Лояльность клиентов невозможно купить. Ее нужно заслужить.

На организм в целом оказывает серьезное воздействие нервная система. Аналогом нервной системой в аптечном предприятии является культура общения с покупателем, стандарты обслуживания, то, что создает стиль общения, формирует имидж аптеки.

***

Можно и дальше продолжать аналогии, но уже сейчас становится понятным, что нельзя оставлять без внимания ни одну систему живого организма, когда мы говорим о «профилактике» или «лечении заболеваний», а «диагноз» нам ставит наш покупатель.

Предлагаемая вашему вниманию серия статей, послужит неплохим подспорьем тому, кто поставил перед собой задачу научиться понимать пути оптимизации деятельности традиционной аптеки в новых экономических условиях. В статьях будут представлены инструменты повышения конкурентоспособности, которые помогут привлечь клиентов и сделать выбор в пользу вашей аптеки.

Рецепт успеха прост: будьте аптекой для покупателя, и он ответит вам взаимностью.

Именно это объединяет Настоящие Аптеки!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter