Стратегия лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации «Фарма-2020» предполагает в самое ближайшее время полное удовлетворение спроса на лекарственные средства за счет отечественного производства. Немаловажное значение при этом имеет обеспечение конкурентоспособности продукции российской фармацевтической промышленности, что позволит в перспективе выйти на новые рынки.

Рост количества фармацевтических предприятий, производство на которых отвечает требованиям GMP, увеличение объемов разработок новых лекарственных препаратов, внедрение новых технологий разработки и производства, переход от классической химии к биотехнологиям, генотерапии, клеточным продуктам формируют одну из ключевых потребностей – наличие кадров для разработки и производства лекарственных средств.

Ни для кого не секрет: качество подготовки современных выпускников фармацевтических и медицинских вузов оставляет желать лучшего. Причины такой ситуации и пути выхода из нее обсудили на VIII Общероссийской конференции «Неделя медицинского образования – 2017» ведущие эксперты в области подготовки кадров для фармацевтической отрасли.

Вспоминая о временах СССР, когда специалисты, подготовленные в советских ВУЗах, считались одними из лучших в мире, невольно возникает вопрос: а нужно ли придумывать что-то новое? Может, продолжать готовить кадры для отрасли таким же способом, как это происходило три и более десятилетия назад?

На практике это вряд ли возможно, и не потому, что нет преподавателей, которые могут это осуществить. Такие люди как раз есть. Причина в том, что современная фармация так же далека от той, что существовала 30 лет тому назад, как автомобиль от конки.

Есть несколько особенностей современной фармацевтической отрасли, осложняющих не только подготовку кадров, но и саму постановку такой задачи, проще говоря, формулировку набора именно таких знаний и умений молодого специалиста, которые бы удовлетворили современного требовательного работодателя.

Первая особенность – это быстрая смена технологий, в том числе появление принципиально иных объектов профессиональной деятельности – новых лекарственных средств, медицинских изделий. Поэтому система профессионального образования должна быть на шаг впереди, то есть вести опережающий учет непрерывно меняющихся задач деятельности и отражать их в требованиях к результатам освоения образовательных программ. А уже состоявшиеся специалисты должны учиться в течение всей своей жизни, причем не формально, а фактически.

Вторая особенность – это множественность задач профессиональной деятельности, в том числе на стыке смежных областей. Современный специалист фармации должен знать не только фармакологию, аптечную технологию и правила отпуска лекарственных средств. Для качественной подготовки кадров необходим охват различных областей знаний, включая фармацию, химию, биологию, биотехнологии. Тот набор дисциплин, который преподавали в профильных вузах, сейчас расширился и необходимо внести коррективы, соответствующие не только реалиям сегодняшнего дня, но и прогнозам завтрашнего.

Третья особенность – многоуровневость решаемых проблем. Требования к современному провизору включают большой спектр задач, начиная с реализации готовых лекарственных средств, до поиска новых молекул-кандидатов. Многоуровневая система подготовки кадров должна учесть это в полной мере. По мнению специалистов, для розничной продажи готовых лекарственных средств и работы на рядовых должностях в сфере фармации вполне достаточно среднего профессионального образования. Высшее образование, магистратура, ординатура, аспирантура, последипломное образование – эти уровни предназначены для высококвалифицированных специалистов: руководителей, исследователей и изобретателей.

Четвертая особенность – высокотехнологичность и наукоемкость отрасли – обязывает учебные заведения иметь оборудование не хуже, чем на производственных площадках фармацевтических предприятий. На практике в вузе сложно осуществить обучение студентов на оборудовании, идентичном заводскому, прежде всего из-за материальной составляющей. Возможно сформировать лишь общее понимание принципов работы на аппаратуре, устаревающей со стремительной скоростью. Поэтому предприятиям приходится в любом случае проводить предварительное обучение молодого специалиста, прежде чем допустить его к той или иной производственной линии. В этой связи большие надежды система фармацевтического образования возлагает на производственную практику, которая призвана помочь приобрести практические навыки на основе теоретических знаний молодых специалистов.

Пятая особенность – отличия региональных фармацевтических рынков. То есть в одном регионе, к примеру, успешно работает несколько фармацевтических заводов, и там высок спрос на сотрудников данных предприятий. А в другом регионе фармацевтического производства нет вообще, и провизоры – это сотрудники аптек или надзорных органов в сфере фармации.

Подытожив все вышесказанное, стоит отметить, что современная система подготовки фармацевтических кадров должна быть гибкой, многоуровневой и многопрофильной, способной адаптироваться под потребности тех, для кого эти кадры готовятся. Учеными разработана модель системы многоуровневой опережающей подготовки кадров (МОПК) для обеспечения развития фармацевтической отрасли в России1. В формировании данной модели участвовали работодатели наряду с представителями системы образования. После того, как МОПК заработает в полную силу, конкурентоспособность ВУЗов повысится, а также сформируется платформа для выработки механизмов эффективного взаимодействия между представителями рынка труда и системы подготовки кадров.

Как достичь этого на практике? Теоретические основы, которые дадут понимание сути процессов, молодой специалист получит как и много лет назад на вузовских кафедрах. Выработать практические навыки, а также определиться с направлением работы в фармацевтической отрасли помогут научно-образовательные лаборатории. А в первичном становлении специалиста в выбранном направлении (в науке, разработке лекарственных средств, государственной регистрации, оценке качества и т.д.) примут участие организации-партнеры, научные или прикладные подразделения.

Стоит отметить также переориентацию в образовательном процессе. Профессиональные навыки, так называемые hard skills, по-прежнему важны. Однако в фармацевтическом образовании происходит перенос акцентов на эмоциональный интеллект и навыки, повышающие эффективность работы и взаимодействия с другими людьми (soft skills). Современная высшая школа для специалистов фармации ставит перед собой задачи не только изучить набор естественнонаучных или точных предметов. Цель еще и в том, чтобы развить способность распознавать эмоции, понимать других людей, использовать творческое мышление при решении проблем, креативность, умение работать в команде, освоить искусство ведения переговоров, тайм-менеджмент, навыки разрешения конфликтов, способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Если ранее, да и сейчас, провизор рассматривался как специалист для работы в аптеке, то при реализации новых подходов к фармацевтическому образованию провизор будет позиционироваться как специалист по трансляционным исследованиям2.

Подготовила Елена Добра

________________

1Наркевич И.А., Кириллова Е.Н., Ильинова Ю.Г. «Задачи модернизации фармацевтического образования в современных условиях инновационного развития фармацевтической отрасли»  - VIII Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования - 2017», Москва
2Тарасов В.В. VIII Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования - 2017», Москва.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter