Врожденные аномалии развития занимают третье место в структуре детской инвалидности после психических расстройств и болезней нервной системы. Только при грамотной абилитации можно уменьшить тяжесть инвалидизирующих последствий либо вообще предотвратить инвалидность. Но на какие факторы необходимо при этом обращать внимание?

Специалисты выделяют три периода в жизни ребенка, когда его здоровье наиболее уязвимо. Это внутриутробный период — время формирования органов и систем организма, первый год жизни, когда идет процесс развития двигательных и речевых навыков, и подростковый период, во время которого ребенок подвержен физиологическому стрессу и нуждается в психоэмоциональной поддержке.

И если в последнем случае, в основном, требуется помощь психолога, то, как подчеркивает профессор Татьяна Тимофеевна Батышева, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РФ по детской реабилитации, в период внутриутробного развития крайне важно предотвратить врожденные аномалии развития. Для этого необходимо внедрять новейшие методы лабораторной диагностики, увеличивать объемы медико-генетического консультирования семей до и во время беременности, уделять больше внимания профилактике вирусных и бактериальных инфекций, предотвращать токсическое воздействие на плод, контролировать соматическое и психоэмоциональное состояние женщины.

Самый ответственный в этом плане период – перинатальный – начинается после 22-й недели беременности и длится до 28 дней после родов. Именно в это время такие факторы, как внутриутробная и антенатальная гипоксия плода, механическая травматизация в процессе родов, инфекционные и вирусные заболевания, обуславливают большинство случаев перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. По данным зарубежных исследований, частота гипоксических поражений у доношенных новорожденных составляет не более 6 на 1000 случаев. А если речь идет о недоношенных детях, то здесь распространенность таких патологий достигает 70%. Эта та категория детей, на которую надо обращать особое внимание и которым реально можно помочь, отмечает Татьяна Батышева.

Оставлять перинатальные патологии у таких детей без соответствующего лечения и абилитации нельзя. Вопреки бытующему мнению, лишь 30% из них «перерастает» это состояние, хотя во взрослом возрасте могут встречаться последствия перенесенного заболевания. Около 30% малышей остаются инвалидами с анатомическим дефектом или тяжелым повреждением. И 40% находятся в условно-инвалидизирующем состоянии, которое при правильной абилитации может быть частично или даже полностью обратимо.
Наиболее плодотворным в этом плане считается первый год жизни ребенка, когда нейропластичность мозга абсолютно уникальна.

Чтобы успешно использовать эту возможность, необходимо, во-первых, провести качественное обследование малыша и выяснить, почему с ним случилась такая проблема, а во-вторых, как можно раньше начать абилитацию.

Иногда эффективность такого лечения может снижаться или даже сводится к нулю из-за недиагностированных вовремя сопутствующих заболеваний. Наибольшую угрозу в этом плане для детей представляют герпетические инфекции, которые в 20% случаев приводят к летальному исходу и в 50% — к инвалидизации.

Цитомегаловирусная инфекция также вызывает поражения ЦНС даже при отсутствии ярко выраженной клинической симптоматики. И если таким детям проводится специфическая противовирусная терапия, то абилитация имеет лучший эффект.

Надо понимать, что риск заражения инфекционными заболеваниями высок на каждом этапе лечения ребенка. Когда он попадает в специализированное учреждение, то ему приходится адаптироваться к новым условиям, возрастает физическая нагрузка, создается так называемая «имитация детского сада». Все это способствует тому, что ребенок, который и так ослаблен, гораздо больше подвержен различным инфекционным поражениям.

«Однако когда детям проводится абилитационное лечение, то на текущую вирусную инфекцию их практически никто не обследует», — заметила Татьяна Батышева. Результатом невыявленной вовремя инфекции в 40% случаев является ранний детский аутизм, задержка развития, когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность.

Кроме этого, необходимо обследовать и лечить маму, особенно если она кормит ребенка грудью, в противном случае она является источником заражения, и эффективность абилитации подчас может сводиться к нулю. «Абилитация на фоне скрытого текущего инфекционного процесса — это та огромная беда, с которой мы сталкиваемся, и которая фактически уничтожает все наши затраты и усилия», — добавила профессор.

Если были пролечены все инфекционные заболевания, был правильно составлен график абилитационных мероприятий, то уже к 3-6 месяцам жизни ребенка происходит компенсация неврологических нарушений. К 12 месяцам формируются стойкие органические синдромы. Если после этого работа не прекращается, то ко второму году жизни у ребенка наступает полное выздоровление. Добиться этого можно только при непрерывном, этапном, комплексном, разностороннем абилитационном лечении, в которое включены и ребенок, и мама.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter