Ситуация в нашей стране не отличается от мировых трендов: люди стали жить дольше, каждый год средняя продолжительность жизни увеличивается примерно на шесть месяцев. Рост продолжительности жизни — это общемировая тенденция. Здесь действуют многие факторы, но основной — прогресс медицины. О том, какая жизнь лучше – долгая или качественная, а также о влиянии здоровья нации на экономику страны и о роли государства в сохранении трудового потенциала рассуждает Юлия Евгеньевна Михеева, директор Департамента социального развития Министерства экономического развития Российской Федерации.

Именно здоровая жизнь показывает, насколько эффективна и система здравоохранения, и всё вокруг неё. Все вместе это называется системой человеческого капитала. Это и питание, и окружающая среда, и дороги — всё, что влияет на нашу жизнь помимо медицинского обслуживания. Вклад в продолжительность жизни — это вклад не только в систему здравоохранения, это вклад страны в сферы, напрямую с медициной, казалось бы, не связанные. Именно показатель здоровой жизни будет актуален в ближайшие годы с точки зрения экономического бремени заболевания.

Бюджет выделяет значительные суммы на здравоохранение. Достаточно много информации о том, что большинство граждан, проживающих в городах, имеют возможность пройти диспансеризацию, сделать профилактические прививки себе и детям. А если человек не хочет в силу различных причин заниматься предупреждением заболеваний, и в результате, вполне вероятно, заболевает? Только ли государство должно тратиться на лечение в таких случаях, или несознательный гражданин также может поучаствовать в расходах? Эта тема обсуждаема на многих экспертных площадках, и многие специалисты поддерживают такую идею.

Мы прорабатываем тему диспансеризации и вакцинации, в том числе рассматриваем самые разные идеи. В том числе и такие: «давайте, если пациент сделает прививку, мы будем оплачивать ему больничный, госпитализировать в рамках ОМС и т.п., а если он прививку не сделает — то не будем». Такой подход едва ли правомерен. Не стоит забывать, что ограничения Конституции недопустимы. Мы за вложение средств, например, в вакцинацию, но мы против ограничений для пациентов. Мы не можем не оплачивать больничные листы, так как работодатели перечисляют в страховые компании взносы. Это деньги пациентов.

Тема вложения самого пациента в его собственное здоровье важна. Но Россия — страна большая, это не только Москва и города-миллионники. На карте нашей страны большую площадь занимают труднодоступные места, куда долететь можно только на вертолёте. Но и там тоже живут люди.

Можно рассуждать о том, чтобы возложить часть ответственности, в том числе и материальной, на горожанина, в зависимости от того, привился или не привился, сходил к врачу вовремя или не сходил. А если у пациента рядом только фельдшерско-акушерский пункт, в котором нет врача? Куда он пойдёт? Пока мы не наладим систему здравоохранения всей на территории Российской Федерации, не обеспечим всем гражданам доступную и качественную медицинскую помощь, такой разговор просто неуместен.

Но главное, не куда придет больной, а к кому он придет. Где бы ни было расположено медучреждение, пациента там должен встречать квалифицированный врач. А сейчас есть места, где элементарно некому принимать пациентов, ведь в первичном звене (участковые терапевты) — провал 30%. В первичном звене врач не задерживается.

Пока мы не обеспечим каждого гражданина, даже в самой отдалённой местности, определённым объёмом врачебной помощи, говорить о том, что мы в чём-то ограничим пациента, нецелесообразно просто экономически. Мы получим рост осложнений и хронических заболеваний, запущенные патологии и смерть трудоспособного населения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter