В прошедшем месяце был принят ряд законодательных актов, которые должны заметным образом отразиться на порядке взаимодействия гражданина с системой здравоохранения, например, касающиеся возможности получения рецепта на лекарственный препарат в электронной форме или порядка получения телемедицинских услуг.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 221-ФЗ внесены поправки в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ). Скорректировано определение термина «санитарно-эпидемиологическое заключение», выдача таких заключений отныне будет осуществляться в случаях, предусмотренных не только федеральными законами, но и международными правовыми актами (включая международные договоры Российской Федерации). Одновременно уточнена и сфера деятельности федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится установление порядка проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений (сейчас эти полномочия отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), см. в этой связи Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 (в ред. от 3 февраля 2017 г.)).

Ранее, напомним, соответствующие поправки были внесены и в Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (утв. приказом Роспотребназдора от 19 июля 2007 г. № 224 (действует в ред. от 6 мая 2017 г.)).

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ (далее - Закон № 242) внесены поправки в некоторые федеральные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере применения информационных технологий для целей охраны здоровья. Основная часть поправок затрагивает положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, далее – Закон № 323, см. ниже), при этом статьями 1 и 2 Закона № 242 предусмотрены и поправки в соответствующие положения двух других федеральных законов.

Так, новой редакцией статьи 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ (далее – Закон № 61) предусматривается возможность формирования – с согласия пациента, его представителя – рецепта на лекарственный препарат в электронной форме, при этом принятие решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации (наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе) электронных рецептов на лекарственные препараты, отнесено к компетенции органов исполнительной власти соответствующих субъектов (там же, статья 6).

Аналогичные поправки – применительно к рецептированию наркотических средств и психотропных веществ (лекарственных препаратов, включающих такие средства (вещества) – внесены и в статью 26 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ, далее – Закон № 3). Начало действия новых редакций Законов №№ 61 и 3 (и соответствующих положений Закона № 323, см. ниже) – 1 января 2019 года.

Поправками к Закону № 323 предусмотрено:

1) узаконение применения так называемых телемедицинских технологий (технологий, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (пункт 22 статьи 2 и статья 36.2 Закона № 323);

2) расширение состава медицинской документации, формируемой в электронной форме: наряду с бумажными, допускается обращение электронных согласий на медицинское вмешательство и отказов от такого вмешательства, заключений, справок, медицинских документов, отражающих состояние здоровья пациента (копий, выписок из документов). Запрос о выдаче соответствующих документов также может направляться в электронной форме (статьи 22 и 78 Закона № 323);

3) внедрение (в качестве неотъемлемой составляющей информационного обеспечения деятельности в сфере здравоохранения) единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИССЗ, статья 91.1 Закона № 323). Положение о ЕГИССЗ подлежит утверждению Правительством Российской Федерации1;

4) уточнение ряда положений, регулирующих обработку персональных данных при осуществлении медицинской деятельности (статьи 92 и 94 Закона № 323. Подробнее об особенностях обращения с персональными данными при осуществлении медицинской деятельности см. обзоры, опубликованные на нашем портале в июне-июле с.г.).

Поправки к Закону № 323 вступают в силу с 1 января 2018 г. Исключение – обновленные редакции положений, регулирующих обращение электронных рецептов, применение ЕГИССЗ для целей взаимодействия с частными медицинскими организациями (подлежат применению с 1 января 2019 г.).

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 256-ФЗ (далее – Закон № 256) внесены дополнения в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, далее – ТК РФ). С 1 октября текущего года (см. также ниже) к числу дополнительных оснований для расторжения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей, руководителями филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, отнесено достижение указанными лицами предельного возраста – 65 лет. При этом не имеет значения срок окончания действия трудового договора (при условии, что такой срок определен соответствующим трудовым договором, см. ниже).

По достижении указанного возраста лица, занимающие перечисленные выше должности, переводятся с их письменного согласия на иные имеющиеся в организации должности, соответствующие их квалификации (и при условии, что такой перевод не противопоказан по состоянию здоровья). Учредитель организации вправе продлить срок исполнения должности руководителем организации, которому исполнилось 65 лет, до достижения им возраста 70 лет. В свою очередь, руководитель организации вправе продлить срок исполнения должности заместителем руководителя (руководителем филиала) организации, до достижения последним возраста 70 лет, в порядке, установленном уставом этой организации.

Отметим также, что трудовые договоры, заключенные с руководителями, заместителями руководителей, руководителями филиалов медицинских организаций, достигшими по состоянию на 1 октября текущего года (или в течение трех лет после указанной даты возраста 65 лет, сохраняют действие до истечения сроков, предусмотренных такими трудовыми договорами (т.е. срочными трудовыми договорами, см. в этой связи также часть вторую статьи 58 ТК РФ), но не более чем в течение трех лет со дня вступления в силу Закона № 256, т.е. не дольше, чем до 1 октября 2020 года.

Подробнее об особенностях регулирования труда руководителей (заместителей руководителей, руководителей филиалов) медицинских организаций, достигнувших возраста 65 лет, см. обзоры, опубликованные на нашем портале в апреле с.г.

(продолжение следует)

____________

1 Об особенностях организационного и финансового обеспечения информационных систем в сфере здравоохранения см. также распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2017 г. № 1526-р и от 28 июля 2017 г. № 1604-р.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter