Ровно пять лет назад был принят Федеральный закон «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред., действующей с 3 октября 2016 г.), далее – Закон № 323).

 

Выступая все это время в качестве нормативного фундамента отечественного законодательства о здравоохранении, Закон № 323 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, определяя, наряду с правовыми, организационными и экономическими основами охраны здоровья граждан, их права в указанной сфере, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов власти (управления) в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими соответствующей деятельности.

На этапе внедрения Закона № 323 в повседневную практику нормативно-организационного регулирования деятельности в сфере охраны здоровья возникло немало сложностей. Помимо «переналадки» системы отечественного здравоохранения в соответствии с нормами нового закона пришлось параллельно вести разработку значительного числа нормативных актов в развитие соответствующих положений Закона № 323.

Несмотря на проведенную в 2009 – 2011 г. колоссальную работу по подготовке законопроекта, в Закон № 323 буквально с первого дня его действия начали вноситься изменения. В общей сложности за минувшее пятилетие было принято более 30 (!) федеральных законов, содержавших те или иные поправки к нормам, регулирующим основы охраны здоровья наших сограждан.

Последние (на дату опубликования этого материала) изменения в Законе № 323 произошли летом текущего года вследствие принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 286-ФЗ (далее – Закон № 286). Напомним, в соответствии с этими изменениями была уточнена редакция отдельных положений Закона № 323, регулирующих:

  • организацию медицинских осмотров и диспансеризации (см. пункты 2 и 3 части второй, часть четвертую статьи 46, и др.);
  • права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья (см. пункт 1 части первой статьи 54);
  • вопросы программы государственной программы бесплатного оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (в части государственного регулирования цен на медицинские изделия, имплантируемые в организм человека при оказании медицинской помощи, см. часть 2.1 статьи 80).

Следует также особым образом остановиться на положениях Закона № 323, вступающих в силу (подлежащих применению) с 1 января 2017 года. Эти положения (см. в этой связи статью 4 и пункт 4 статьи 6 Закона № 286) затрагивают регулирование:

  • отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья;
  • оказания и финансового обеспечения специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;
  • оказания медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Так, полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья с нового года распространены также на (см. в этой связи пункты 19 и 20 части первой статьи 14 Закона № 323) организацию обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения (далее – ЛП), включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП)1, а лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя – включенными в перечень ЖНВЛП антибактериальными и противотуберкулезными ЛП.

Оказание и финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВТМП), начиная с 1 января 2017 года, осуществляются с учетом следующего.

Во-первых, вводится регламентация порядка формирования перечня видов ВТМП (см. часть 7.1 статьи 34 Закона № 323). Такой порядок устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. ранее) и должен устанавливать в том числе предельные сроки, по истечении которых виды ВТМП включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Во-вторых, расширен перечень источников финансирования ВТМП. Теперь к ним отнесены также (см. пункты 3.1 и 3.2 части второй статьи 83 Закона № 323) бюджетные ассигнования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФ ОМС), предназначенные на:

  • финансирование ВТМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;
  • софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации ВТМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Обеспечение лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С, антивирусными ЛП, включенными в перечень ЖНВЛП, (там же, часть 9.3), и лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, включенными в перечень ЖНВЛП антибактериальными и противотуберкулезными ЛП (там же, часть 9.4), отныне будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели2. При этом следует обратить внимание на то, что положения комментируемой части статьи 83 Закона № 323 следует применять к правоотношениям, возникающим в процессе составления и исполнения бюджета ФФ ОМС и бюджетов соответствующих территориальных фондов обязательного медицинского страхования, начиная с бюджетов на 2017 год (на 2017 и на плановый период 2018 - 2019 г.г.).

В-третьих, для целей организации медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, начиная со следующего года предусматривается ведение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом. В названные регистры вносятся сведения о фамилии, имени, отчестве (в необходимых случаях, кроме того, о фамилии, которая была у гражданина при рождении), дате рождения, поле, адресе места жительства, серии, номере и дате выдачи документа, удостоверяющего личность, дате включения в соответствующий регистр, диагнозе заболевания (состояния), а также (при наличии) о страховом номере индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, в том числе в части состава сведений, включаемых в соответствующие регистры (помимо перечисленных выше), устанавливается Правительством Российской Федерации (см. часть 2.1 статьи 43 Закона № 323). На органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается ведение региональных сегментов федеральных регистров и своевременное представление содержащихся в них сведений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (там же, часть 2.2).

* * *

Пятилетие принятия Закона № 323 проходит на фоне сложных эволюционных перемен в отечественном здравоохранении. Несмотря на ряд очевидных достижений последних лет, сохраняют свою остроту проблемы обеспечения незатрудненного доступа всем нуждающимся к полагающейся им бесплатной медицинской помощи (в особенности вне городских поселений), своевременности и качества медицинских услуг (в том числе предоставляемых на возмездной основе), и т.д.

Не последнюю роль в решении насущных задач в сфере охраны здоровья предстоит сыграть дальнейшему совершенствованию нормативного регулирования названной деятельности. О наиболее знаковых и интересных переменах в законодательстве о здравоохранении – текущих и грядущих – читайте на нашем портале.

_________________________

В соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» (от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ (в ред. от 15 июля 2016 г.)), см. также комментарий к данному закону, опубликованный на нашем портале.
См. также Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.)).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter