Итоги многолетних проверок Росздравнадзора говорят о системных проблемах в сфере лекарственного обеспечения граждан. Чтобы исправить ситуацию, нужны незамедлительные перемены, считают в ведомстве.

Широкий охват

В течение десяти лет Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором) проводился мониторинг ценовой доступности лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП.

«Основная цель мониторинга – не зафиксировать, насколько конкретный препарат повысился в цене, – утверждает зам. руководителя Росздравнадзора РФ Дмитрий Пархоменко, – а оценить тенденцию – какая ситуация с той или иной группой препаратов складывается в целом по стране и в субъектах РФ».

Для этого была разработана комплексная система оценки. Чтобы определить изменения цен на препараты в субъектах РФ, ежемесячно проводилось их сравнение с ценами за предыдущий месяц и на январь текущего года. В исследовании участвовало более 5000 респондентов из всех регионов РФ, и ежемесячно обрабатывалось несколько десятков миллионов записей в базе данных.

По итогам 2018 года, в среднем цены на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП увеличились всего на 2,7%, в то время как препараты, которые не входят в этот перечень, значительно подросли в цене.

Отсроченные и необеспеченные

Гораздо хуже обстоят дела с льготным лекарственным обеспечением граждан. По итогам четырех месяцев 2019 года по программе «7 высокозатратных нозологий» было выписано и обеспечено 289 тысяч рецептов на общую сумму около 15 млрд рублей. В нынешнем году дополнительно 15 млн граждан, относящихся к льготной категории по еще пяти высокозатратным нозологиям, должны быть обеспечены лекарствами на общую сумму 22 млрд рублей. При этом около 9 тысяч рецептов, предъявленных, но не отоваренных в аптеке, находятся на отсроченном обслуживании.

За тот же период за счет средств региональных бюджетов было обеспечено льготными лекарствами еще 15 млн пациентов на примерно такую же сумму – 22 млрд. рублей. На отстроченном обеспечении – 10,5 тысяч рецептов (менее 1% в целом по стране). Наибольшее количество отсроченных рецептов в Республике Мордовия (более 2,5%), Удмурдской республике (0,8%), в Севастополе (0, 75%).

Сотрудников ведомства поражает количество выписанных, но не обеспеченных и не поставленных на отсроченное обеспечение рецептов. По этим рецептам лекарственные препараты так и не были получены. На сегодняшний день таких рецептов в Ульяновской области – 40% от общего количества, во Владимирской области – 11%, в Республике Крым – 20%. Тяжелая ситуация и в ряде других регионов. И это повторяется из года в год.

Массовые обращения

О неблагополучии в сфере льготного лекарственного обеспечения свидетельствуют массовые обращения граждан, которые получает Росздравнадзор, отмечает Дмитрий Пархоменко. На 1 мая текущего года в центральный аппарат ведомства поступило более 3,5 тысяч обращений граждан по вопросам лекарственного обеспечения. Это треть от всех обращений, связанных со сферой здравоохранения.

Большинство обращений (73%) свидетельствует об отсутствии необходимых лекарственных препаратов в аптеке на момент обращения. Больше всего таких обращений из Краснодарского края, Ульяновской области, традиционно – Московской, Ярославской, Белгородской и ряда других областей. Немало жалоб связано с невозможностью приобретения конкретного торгового наименования. Всё это говорит о серьезных проблемах в области льготного лекарственного обеспечения, считают в Росздравнадзоре.

Основные нарушения

В 2018 году территориальными органами Росздравнадзора было проведено более 1 тысячи 200 проверок в органах управления здравоохранением в 58 субъектах. В 50 из них (86%) выявлены нарушения. 298 проверок свидетельствуют о нарушении права граждан на получение лекарственной помощи, 619 проверок – о несвоевременном обеспечении по выписанным рецептам, в ходе 55 проверок установлено отсутствие выписки препаратов при наличии медицинских показаний.

По итогам проверок деятельности региональных органов управления по льготному лекарственному обеспечению установлено, что в 2018 году во всех проверенных субъектах переданные полномочия исполняются не в полном объеме и с нарушением требований законодательства. Основные нарушения – недостатки в логистике лекарственных препаратов, отсутствие единой информационной системы, недостаточный контроль за управлением товарными запасами, некорректное составление заявки. Во всех регионах отмечаются случаи несвоевременного обеспечения лекарственными препаратами медицинских организаций. Есть факты отказов в выписке рецептов на лекарственные препараты, назначенные по жизненным показаниям, имеют место случаи переоформления рецептов, которые были приняты на отсроченное обеспечение, но практически не были обеспечены в установленный срок.

Неэффективность санкций

Факты нарушения прав граждан на лекарственное обеспечение были выявлены в 484 организациях в 58% случаев. По итогам выписано более 797 предписаний, из которых 662 исполнено. Выдано 217 протоколов об административных правонарушениях.

«По выявленным фактам необеспечения конкретных граждан льготными лекарственными препаратами приняты меры, и лекарства больными получены, – уверяет Дмитрий Пархоменко. – Но ситуация носит хронический характер, поскольку до следующей проверки появляются новые аналогичные случаи».

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за неисполнение предписаний. Органы исполнительной власти выявляют нарушение, выдают предписание о необходимости его устранения в установленный срок, в случае не исполнения предписания – накладывают штраф.

«Такая мера в какой-то степени дисциплинирует должностных лиц, которые занимаются лекарственных обеспечением на территориях, – считает зам. руководителя Росздравнадзора РФ. – Но мы прекрасно понимаем, что проблема должна решаться иным способом, поскольку в большинстве случаев регионы не имеют финансовой возможности обеспечить своих льготников лекарствами. Накладывай или не накладывай штраф на руководителей – финансовой возможности от этого не появится». Даже если регионы иногда и изыскивают какие-то возможности, то это меры точечного реагирования, считают в Росздравнадзоре. Проверки ведомства последних лет выявляют из года в год одни и те же нарушения, одни и те же проблемы, в том числе в получении информации о фактической выписке и обеспечении лекарственными препаратами. Время идет – ситуация не меняется.

Массовый выход

Закономерно, что одним из устойчивых трендов стал массовый выход граждан из программы льготного лекарственного обеспечения. К 2018 году 76% льготников вышли из данной программы. В 2019 году этот показатель вырос на 3% и составил 79%. В ряде субъектов количество льготников, которые отказались от данного вида помощи, превышает 90%.

В тех условиях финансирования программы льготного лекарственного обеспечения, которая заложена в законодательстве, невозможно полноценно обеспечить данную категорию граждан лекарственными препаратами, уверены в Росздравнадзоре.

Как отметил Дмитрий Пархоменко, основная задача контрольного органа – проверять выполнение органами исполнительной власти субъектов действующих законодательных норм. Проведя оценку результатов проверок, в Росздравнадзоре пришли к выводу, что для того чтобы исправить сложившуюся неблагополучную ситуацию с лекарственным обеспечением, требуются перемены.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter