Сегодня развитие рынка искажено, им движут маркетинг, реклама, настроения, но не структура заболеваний населения. Такое мнение высказал на прошедшем на прошлой неделе форуме «Аптека-2016» директор Института развития общественного здравоохранения и глава Центра экономики и управления в здравоохранении бизнес-школы «Сколково» Юрий Крестинский.

Цифры и выводы

Юрий Крестинский представил предварительные результаты проекта «Роль здравоохранения в национальной экономике» и «Возможности развития фармацевтической индустрии в РФ», разработанные Центром. Развитие фармацевтического рынка и процессы, происходящие внутри него, не вызывают у экспертов оптимизма.

Максимальная доля лекарственных препаратов в России сегодня приобретается гражданами за собственный счет, при этом доходы населения ощутимо снижаются. Точек роста у фармрынка мало. «Восемь месяцев 2016 года динамика на рынке фактически отсутствовала», — говорит Юрий Крестинский.

В 2015 году общий объем фармрынка составил 1 триллион 70 млрд. рублей. Объем госзакупок 396 млрд руб. (по отгрузке 336 млрд руб.), а 734 млрд рублей — это те средства, которые потратили сами граждане. Сегодня 90% населения в России оплачивают лекарства за свой счет. И эти ресурсы составляют 69% рынка! Эксперт считает такую ситуацию неприемлемой.

Из около 15 млн льготников 11 млн человек предпочли монетизацию, а 3,8 млн человек — получают препараты по разным программам. При этом 59 тыс. человек получают лекарства по программе «7 нозологий» на такую же сумму (около 45 млрд. руб), как и 3,5 млн. пациентов, не входящих в эту программу. Ю.Крестинский подчеркнул, что абсолютно нерациональным остается соотношение по количеству участников в программах и затратам.

Затраты субъектов РФ на лекарственное обеспечение также сильно разнятся. В среднем по стране на лекарства для одного человека государство тратит на 550 рублей, но в Москве этот показатель составляет 1248 руб., а в Дагестане — 150 руб.

«Основные выводы исследования: налицо полная разбалансировка бюджетных расходов и ЛС-обеспечения, системы госзакупок неэффективна. Имеющееся лекарственное обеспечение сегодня нерационально. Заинтересованные стороны слабо координируют свои действия. В оценках международных организаций, ВОЗ, положение России остается низким по основным ключевым показателям, в том числе по ожидаемой продолжительности жизни и по смертности», — подчеркнул Ю. Крестинский.

Верхи и низы

По мнению Юрия Крестинского, сегодня взаимодействие регуляторных органов и профессионального сообщества оставляет желать лучшего.

Финансирование здравоохранения остается ограниченным, нет единых требований по государственному финансированию амбулаторного сегмента (государство в этом сегменте финансирует мизер: 0,2% от ВВП, что в четыре раза меньше, даже чем у ближайших соседей).

РФ отстает от большинства стран по параметрам эффективности лекарственных закупок, и несет коррупционные риски, нерационально расходуются ресурсы.

Процесс регистрации и вывода на рынок новых лекарств сегодня составляет в среднем два года, он сложный и высокозатратный. Один из «барьеров рынка» —неправомерное требование проводить дополнительные локальные клинические исследования в РФ у препаратов, уже прошедших клинические испытания за рубежом. Это задерживает возможность лечить россиян новыми лекарствами, инновационные препараты наши больные, по сравнению с иностранцами из развитых стран, получают с опозданием на пять-семь.

Большие претензии у экспертного сообщества к качеству лекарств, которые не контролируется должным образом ни на какой стадии. До 40% лекарств, оборачивающихся на фармрынке РФ, в том числе и те, которые включены в ограничительные списки и формуляры, не имеют доказательной базы по безопасности и клинической эффективности.

Эти выводы авторы исследования готовятся представить в Правительство РФ.

И снова о лекарственном страховании

Как регулировать сегодня фармрынок? Эксперты уверены: так, как делают это сегодня 29 государств, поскольку цена медицинской помощи растет гораздо быстрее, чем эволюционирует фармрынок. Кроме того, до сих пор не сделана принципиальная работа: для того, чтобы оценить риски всех звеньев цепочки лекарственного обеспечения населения. Необходима национальная лекарственная политика полная ревизия рынка по параметрам безопасности и эффективности.

Примерно месяц назад тема лекарственного страхования получила второе дыхание. Вице-премьер РФ Ольга Голодец сообщила, что она обсуждается на самом высоком уровне. Министр здравоохранения Вероника Скворцова рассказала, что регулятор вплотную подошел к детальной разработке соответствующей модели. Неудивительно, что в ходе состоявшегося на прошлой неделе форума «Аптека-2016» проблема также обсуждалась неоднократно.

Вывод экспертов в целом: пока не начнет работать система компенсации оплаты за лекарственные препараты, изменить нынешнее положение здравоохранения и гарантировать качественное обеспечение населения лекарственными препаратами невозможно.

По мнению Ларисы Попович, директора Института здравоохранения Высшей школы экономики, принципиально система лекарственного страхования с соплатежами вполне вписывается в ОМС, но сегодня Минздрав никак не может договориться по этим расчетам с ФФОМС.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter