В 2019 году в России может заработать система лекарственного страхования. В настоящее время Минздрав прорабатывает разные механизмы реализации этой программы. Об этом на прошедшем недавно Всероссийском конгрессе пациентов рассказала глава ведомства Вероника Скворцова.

Россияне экономят на здоровье

Тема «лекарственного ОСАГО» на повестке дня возникла не впервые и не случайно. Как известно, бесплатными препаратами обеспечиваются пациенты стационаров, лица с определенными заболеваниями и федеральные льготники: инвалиды, ветераны и прочие. Подавляющее же большинство наших сограждан покупают таблетки за свой счет. Или не покупают...
Как показывают исследования, в текущем году в России впервые за восемь лет серьезно снизились продажи лекарственных препаратов. По мнению экспертов, это объясняется затяжным кризисом и продолжающимся падением покупательского спроса. Экономят на своем здоровье и те, кто подхватил простуду, и пациенты с тяжелыми хроническими недугами, отказываясь от льготных лекарств в пользу денежной компенсации. Очевидно, что сложившаяся ситуация в ближайшем будущем может поставить жирный крест на планах государства по увеличению продолжительности жизни населения.

Два года назад Минздрав утвердил «Стратегию лекарственного обеспечения населения России до 2025 года», определяющую политику государства в отношении производства, контроля, продажи и применения лекарств. Но до реализации предусмотренных в документе альтернатив госзакупкам (таких как лекарственное страхование, соплатежи и частичная компенсация затрат за купленные лекарства) дело так и не дошло.

На встрече министра здравоохранения Вероники Скворцовой с Владимиром Путиным весной этого года обсуждался вопрос о компенсации стоимости лекарств для тех пациентов, которым необходима постоянная терапия после сложных операций на сердце. На эти цели, по словам главы ведомства, в 2017 году потребовалось бы чуть больше 2 млрд рублей. Путин дал поручение проработать эту идею.

И вот спустя аж восемь месяцев выяснилось, что работа над новой системой лекарственного обеспечения в недрах Минздрава все же идет.

Мнения экспертов

Как утверждают эксперты, знакомые с ситуацией, в рассматриваемой схеме бесплатным лекарственным обеспечением будет охвачено все население, правда в разной степени: для одних категорий лекарства будут полностью бесплатны, другим придется доплачивать. Причем речь пойдет только о рецептурных препаратах из списка жизненно важных (ЖНВЛП). Аспирин и зеленку по-прежнему нужно будет покупать за свой счет. В ближайшем будущем система заработает в «пилотных» регионах, а к 2019 году по всей стране.

Большинство экспертов считает, что вероятнее всего, финансирование будет осуществляться через систему ОМС. К этому склоняется и глава НИИ организации здравоохранения при профильном столичном департаменте, член общественного совета при Минздраве РФ Давид Мелик-Гусейнов. «Пока не ясно, какая концепция будет в итоге выбрана: кто за кого платит, какие категории граждан будут погружены в будущую систему лекарственного возмещения, но уже есть четкое понимание, что система будет», – сказал Давид Мелик-Гусейнов.
Некоторые эксперты, однако, утверждают, что реализовывать программу лекарственного страхования через систему ОМС слишком расточительно.
Например, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова отмечает, что в этом случае часть денег, выделенных на лекарственное обеспечение, осядет в страховых компаниях. При этом самой эффективной схемой, по ее мнению, является прямое финансирование в обход ОМС.
Включение стоимости лекарственного обеспечения в тариф амбулаторной помощи и заключение прямых договоров медицинских учреждений с аптеками считает оптимальной моделью директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Она назвала еще три возможные схемы организации лекарственного обеспечения: когда плательщиком выступает фонд, страховая компания или сам пациент, которому будут возвращать деньги за купленные лекарства.

Правда, ключевой вопрос заключается не в том, по какой схеме финансировать программу, а где брать деньги. И на него пока никто из экспертов внятного ответа не дает.

Ежегодно по всем программам льготного лекарственного обеспечения в России тратится порядка 160 млрд рублей. А по расчетам экспертов, всеобщее лекарственное обеспечение россиян обошлось бы государству в 490 миллиардов рублей дополнительно к тем средствам, которые уже выделяются.

В той же системе ОМС средств едва хватает, чтобы обеспечить гарантированные объемы медицинской помощи. По итогам прошлого года дефицит фонда составил 65 миллиардов рублей. Так что денег на обеспечение всех россиян лекарствами в ФОМС нет.

Поскольку единственный способ пополнения бюджета фонда – взносы, то речь неминуемо пойдет об их повышении. Но увеличивать взносы за неработающее население сегодня практически невозможно: региональные бюджеты и так дефицитные. Остается поднимать взносы на работающих граждан. Как говорят эксперты, соответствующий проект закона будет рассмотрен Госдумой РФ. Речь в нем идет о том, чтобы с 2019 года увеличить данные взносы из фонда оплаты труда с 5,1% до 5,9%.

Ряд экспертов, впрочем, не видят возможности внедрения страховой системы в России в ближайшие годы. С их с точки зрения, наиболее реальной сегодня выглядит система референтных цен: государство устанавливает планку стоимости лекарств, до которой оно готово возмещать затраты пациентов. А тот, кто решил приобрести более дорогой препарат, оплачивает разницу между референтной ценой и рыночной стоимостью лекарства.

А как у них?

Назначенные врачом лекарства входят в медицинскую страховку почти во всех без исключения развитых странах. В то же время нигде государство в полном объеме не платит за препараты. Например, в ряде стран на определенный список препаратов фиксируются базовые цены, именно эту сумму и оплачивает государство.

Интересна шведская модель лекарственного страхования, которая признана одной из лучших в мире. Ее главная задача заключается в том, чтобы не только обеспечить пациента необходимыми препаратами, но и защитить от крупных трат. В результате если гражданин в течения года приобрел лекарственных средств на сумму, не превышающую 1800 шведских крон (что примерно эквивалентно 250 долларов США), он оплачивает часть их стоимости. Если затраты были выше, государство полностью берет их на себя.

Американская государственная программа Medicare устроена еще замысловатее: если стоимость приобретенных пациентом за год лекарств не достигла 2250 долларов, он платит из своего кармана четверть этой суммы, а 75 процентов – государство, в случае, если траты превысили эту сумму, но не достигли 3850 долларов – гражданин оплачивает 100 процентов цены. Все, что свыше, считается «катастрофическим покрытием»: 95 процентов которого вновь оплачивает государство.

О том, какой ошеломляющий эффект может принести лекарственное страхование, несколько лет назад рассказал в одном интервью представитель AIPM Патрик Аганян: «В свое время меня очень удивил график средней продолжительности жизни в восточных землях Германии, бывшей ГДР. Сразу после воссоединения Германии эта кривая резко поползла вверх, превысив к началу двухтысячных годов даже данные США. Что изменилось? Экология, генетика, медобслуживание? В первую очередь – появилось лекарственное страхование, существовавшее до этого в ФРГ».

Эксперты уверены: если не предпринимать в этой области никаких усилий, Россия к 2020 году будет терять от недожитых из-за болезней лет вдвое больше в процентах ВВП, чем передовые европейские страны. Так что даже в условиях объективных сложностей с финансированием откладывать в долгий ящик вопрос лекарственного страхования никак нельзя.

Но беда в том, что разговоры о внедрении новой системы обеспечения ведутся давно, а до реальных шагов дело все никак не дойдет. Несколько лет назад тогдашний руководитель Росздравнадзора Рамил Хабриев обратился к зарубежным экономистам с просьбой просчитать возможность введения в России всеобщего лекарственного страхования.

«Мы выполнили эту работу, – рассказал в интервью эксперт по международной политике в области здравоохранения, старший лектор Лондонской школы экономики Панос Канавос. – Но знаете, какая самая главная проблема у вас, у русских? Отсутствие преемственности в решениях. Каждый новый руководитель начинает все заново». И к этому трудно что-то добавить...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter