Последипломное образование провизоров по-прежнему остаётся предметом споров. Как, сколько, где и чему должен учиться провизор, чтобы обрести право работать не только за первым столом?

Наш эксперт – заведующая кафедрой управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПИМУ, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН Светлана Кононова.

Услышать голос профессионалов

Светлана Владимировна, в фармацевтическом профессиональном сообществе немало предложений по совершенствованию последипломного образования. Слышат ли голос специалистов люди, принимающие решения?

– Да, слышат. В этом году в Москве состоялось два совместных заседания (в январе и в марте) Совета по профессиональным квалификациям в области фармации, ФУМО и представителей Минздрава России. Руководитель департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава Татьяна Семёнова отметила, что у фармацевтического сообщества есть реальные механизмы влияния на принятие решений. В частности, можно исправить правовые дефекты, связанные с нестыковкой нормативных документов. И уже на январском совещании такие поправки были предложены.

В чём суть поправок?

– Во первых, рассмотрено предложение о внесении ясности в определения «аптечный» и «фармацевтический». Это важно, так как термины употребляются в некоторых документах как аналоги, а чаще как синонимы. На практике фармацевтическая деятельность подразумевает оптовую и розничную торговлю, а аптечная – только розничную. Соответственно фармацевтический работник может занимать руководящие должности как в аптеках, так и в оптовых компаниях, которые в соответствии с ФЗ № 323 объединены в понятие «фармацевтическая организация».

Во вторых, профессиональное сообщество ходатайствовало перед Мин¬здравом о включении в специальность «управление и экономика фармации» должности «фармацевтический инспектор». В сообществе потребителей всё чаще звучит термин «фармацевтическая опасность», поэтому особо значимым становится внутренний контроль (внутренний аудит) в фармацевтической организации. И это требует специальной подготовки провизора – фармацевтического инспектора. Он должен обеспечивать этот контроль и отвечать не только за качество его проведения, но и за разработку мероприятий по предотвращению нарушений норм и правил фармацевтической деятельности.

Он может работать в аптечной сети или отдельной фармацевтической организации. Функции фармацевтического инспектора крайне важны для выполнения требований надлежащей фармацевтической практики, а его квалификация должна быть приближена к уровню руководителя фармацевтической организации.

Два против одного

Многие практики ратуют за то, чтобы ординатура для провизоров стала одногодичной. Будет ли услышано это предложение на министерском уровне?

– На упомянутом январском совещании тема ординатуры провизоров была одной из основных, а в ходе мартовского вообще вышла на первый план. Профессиональное фармацевтическое сообщество и многие представители вузов поддерживают идею внедрения одногодичной ординатуры. Я тоже считаю, что для прохождения ординатуры для управленцев и специалистов по качеству в рамках фармацевтической деятельности вполне достаточно одного года. Но есть и альтернативные мнения.

В случае подготовки специалистов промышленного производства двухлетняя ординатура может быть вполне оправданной. Здесь рассматривается возможность ступенчатого прохождения ординатуры. Первая ступень – это база производственно-технических знаний. Вторая – инновационные методы производства лекарств, контроля качества и т. д. После прохождения первой ступени специалист сможет работать на массовом производстве, после второй он становится подготовленным к деятельности на ведущих предприятиях, владеющих самыми современными технологиями. Мне представляется логичным сделать доступной эту ординатуру ещё и для выпускников нефармацевтических вузов (химиков, биологов, инженеров и т. д.), желающих работать в фарминдустрии.

Есть профессиональный стандарт «промышленная фармация» и ряд других стандартов. Сейчас важно принять нормативную базу для образовательного стандарта, связанного с этой специальностью.

Движение в руководство ограничено

Много ли выпускников фармацевтических вузов и факультетов поступают в ординатуру?

– Сегодня вузов, получивших право проведения ординатуры для провизоров, единицы. Но работа по подготовке и аккредитации ординатуры ведётся по всей стране, в том числе и в нашем университете. В ближайшем будущем этот вопрос получит положительное решение. Но меня до сих пор удивляет, что количество мест в ординатуре очень мало. Ведь эти места небюджетные! Это оправдано, так как фармацевтические организации в большинстве своём частные. За обучение платят ординаторы из своего кармана. Считаю, что благодаря сложившемуся подходу государственные органы лишают провизора права расти до руководителя фарморганизации. При этом открываются широкие перспективы для движения к руководящим должностям для специалистов со средним фармобразованием. По нашим данным, более 70% руководителей аптечных организаций имеют среднее образование.

Возможно, такой подход связан с тем, что невелики прогнозы по числу желающих?

– Полагаю, желающих стать провизорами-технологами будет действительно мало, учитывая резкое снижение количества производственных отделов в аптеках. Провизоры аналитики, пожалуй, будут востребованы только в регионах, где активно развиваются фармкластеры. Зато для провизора прохождение ординатуры становится реальным шансом стать заведующим.

Как выйти на мировой уровень

Вам не кажется странным, что провизор, претендующий на руководящую работу, обязан пройти ординатуру, а для фармацевта, окончившего колледж, достаточно лишь определённого стажа работы?

– Это больной вопрос для всего профессионального сообщества. Я знаю многих фармацевтов со средним образованием, успешно руководящих аптеками, опытных и квалифицированных. Однако при всём моём уважении к ним я считаю это положение недопустимым. То, что сегодня выпускники фармвузов и колледжей фактически уравнены в функционале, заработке и карьерном росте, – дискредитация фармацевтического профессионализма. Во всём мире не то что на руководящих должностях, а просто за первым столом фармацевтов нет! Там работают провизоры. А фармацевт – лишь помощник провизора.

Что нужно делать, чтобы идти в этом плане в ногу со всем цивилизованным миром?

– Вопрос снова упирается в нормативную базу. Надо разграничить профессиональные функции среднего и высшего фармацевтического звена. Думаю, что важную роль в этом могло бы сыграть внедрение непрерывного образования, когда программы вузов и колледжей взаимосвязаны и выпускник среднего учебного заведения имеет право поступить сразу на второй-третий курс вуза. Можно сделать и по-иному: внедрить бакалавриат в дополнение к специалитету, магистратуре и ординатуре. Важно понимать разницу в профессиональной подготовке бакалавра, специалиста и магистра. На руководящие должности бакалавры претендовать не могут. В российской фармации назрела необходимость усиления позиции профессионалов, как это происходит во многих странах.

Сейчас, когда говорят о непрерывном образовании, подразумевают постоянное повышение квалификации врача или провизора. Как вы относитесь к набору баллов, заменившему курсы переподготовки?

– Я бы всё же назвала непрерывным то образование, которое начинается ещё на школьной скамье в форме проф-ориентации и далее проходит по всем необходимым этапам. Если говорить о системе баллов, то для последипломного образования она подходит лучше, так как является дискретной и дистанционной. Единовременные курсы пока тоже остаются, но будущее всё-таки за новой формой обучения. Но надо сделать её более объективной и менее ф-ормализованной. Нельзя допустить, чтобы специалисты посещали научно-практические конференции в основном ради баллов. Сегодня, к сожалению, это так. Бывают важные мероприятия, на которых преподносятся полезные для практики знания, однако баллы не начисляются. Мотивация для их посещения страдает, так как не будет «зачёта».

Что необходимо сделать для устранения перекосов в системе фармацевтического образования?

– В первую очередь требуется добрая воля лиц, принимающих решения. Я понимаю, что для создания оптимальной системы придётся провести колоссальную нормотворческую работу. Однако если мы хотим добиться оказания лекарственной помощи на уровне, соответствующем мировой практике, то сделать это придётся.

Беседу вела Елена Смирнова

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter