Эксперты РАНХиГС предложили Центру стратегических разработок Алексея Кудрина стратегию развития медицины на ближайшие годы для включения ее в общую стратегию развития России до 2035 года. Стоимость предложений оценивается в сумму порядка 900 млрд руб., сообщает Газета.Ru.

Предложения разработаны совместно РАНХиГС и Научно-исследовательским финансовым институтом по заказу ЦСР. Сейчас идет их обсуждение с привлечением экспертов.

Стратегия, текст которой имеется в распоряжении у издания, содержит четыре основных направления развития реформы: уточнение бесплатных гарантий медицинской помощи, развитие добровольного страхования, всеобщее лекарственное обеспечение и усиление роли страховых компаний.

За счет этих мер авторы стратегии рассчитывают к 2035 году повысить качество медицинских услуг, увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 79 лет, привлечь в здравоохранение частные инвестиции. Общая стоимость реформы оценивается в сумму до 917 млрд руб.

В частности, эксперты предлагают исключить определенные виды помощи из государственного здравоохранения, а на другие создать очередь, «в которой наиболее эффективная и жизненно важная помощь будет предоставляться с минимальным временем ожидания, а менее эффективная будет требовать значительных временных затрат», приводит издание выдержки из документа.

Предлагается создать отдельную систему ОМС для самозанятых и работоспособных неработающих граждан. Эта система будет покрывать более узкий диапазон гарантий: только крупные медицинские риски. Создание такой системы можно рассматривать как инструмент экономии, так как расходы на малые медицинские риски, исключенные из нее, могут составлять около 42%, отмечают эксперты. По их подсчетам, в России сегодня имеется 12,3 млн человек, занятых неформально, при этом среди них 1,7 млн человек являются нуждающимися.

Общая численность формально неработающего населения, не являющегося нуждающимся, составляет 16 млн человек, и сокращение для них государственной программы здравоохранения позволит сэкономить 6,3% государственных расходов в этой сфере.

Авторы документа предлагают разрешить соплатежи граждан за гарантированные государством медицинские услуги. По расчетам ОЭСР за 2014 год, доля частных расходов на медицину в России составляет 37%, тогда как в большинстве развитых стран этот показатель не превышает 30%. По оценке ВОЗ частные расходы в России достигают 48%, что сопоставимо с США, где здравоохранение для большинства категорий населения является исключительно частным.

Такой уровень платежей свидетельствует о недоступности медицинской помощи и низких госрасходах на здравоохранение. В России их доля в ВВП составляет 3,5–3,7% против средних расходов в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) на уровне 6,6% ВВП.

В такой ситуации целесообразно разрешить частные платежи в рамках реализации программы госгарантий, предлагают эксперты: граждане могли бы доплачивать за повышение качества базовой услуги путем доплаты. Для этого нужно прописать, какая базовая медицинская помощь гарантируется бесплатно.

Авторы стратегии предлагают также перейти на единую программу всеобщего лекарственного обеспечения. Государство должно оплачивать фиксированную стоимость международного наименования лекарства, а пациент — разницу между стоимостью желаемого препарата с такой ценой. Полная стоимость такой системы, согласно стратегии, составит 327 млрд руб., оценивают эксперты.

Также предлагается внедрить рисковую систему ОМС, расширив полномочия страховых компаний. Страховым компаниям предлагается дать возможность самостоятельно распределять деньги между медицинскими учреждениями. «Если денег не будет хватать, то они должны будут сами найти их из своих резервов и профинансировать», предлагают разработчики.

Конкуренцию между больницами тоже надо повышать, отмечается в стратегии. Для этого в тариф ОМС предлагается включить капитальные расходы. Стоимость этой меры оценивается в 73–149 млрд руб.

Дополнительной защитой от риска снижения доступности медицинской помощи могли бы стать дополнительные платежи со стороны работающих граждан — в размере 1% от заработка. Эти деньги предлагается не направлять в общую систему, а сохранять на индивидуальных сберегательных счетах и заодно профинансировать таким образом соплатежи в системе

.Для создания системы сберегательных счетов потребуется 441 млрд руб. (из расчета тарифа 1% на фонд заработной платы, оплачиваемого работодателем за работающее население, и 3 тыс. руб. в год на неработающее население, оплачиваемых за счет средств бюджета).

Еще одним источником для пополнения доходов системы ОМС могло бы стать расширение налоговой базы за счет частичной замены страховых взносов целевой частью налога на доходы физических лиц. НДФЛ в стратегии предлагается увеличить на 4 процентных пункта с законодательным закреплением целевого характера этой части налога и передачей его в систему ОМС.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter