С началом нового учебного года становятся актуальными вопросы сохранения здоровья детей, посещающих школу. По данным Роспотребнадзора, в 2017 году абсолютно здоровых детей, учащихся в школе, было всего 10-12%. У трети школьников к моменту окончания учебного заведения развиваются проблемы со зрением, напоминает главный внештатный офтальмолог России Владимир Нероев.

Как уберечь школьников от болезней, избежать перегрузок и обеспечить им здоровую среду для обучения? Ответы на эти вопросы дали эксперты в различных областях, собравшиеся в издательском доме «Аргументы и Факты», чтобы принять участие в круглом столе: «Самочувствие школьника. Как обеспечить безопасность и укрепить здоровье детей и подростков в образовательном учреждении?»

Здоровье – цена знаний?

Сегодня дети в школе испытывают колоссальную учебную нагрузку. Последние годы учебная нагрузка в начальной школе составляет более 8 часов в день (сопоставимо с рабочим днём взрослых), а у старшеклассников – и того больше – 12-16 часов в день! Поэтому важно придерживаться девиза: «Нет знаниям любой ценой», подчеркивает директор Института возрастной психологии Российской академии образования, академик РАО Марьяна Безруких. Ведь зачастую этой ценой оказывается именно здоровье. А задача школы – давать в первую очередь знания, а не здоровье.

Эксперт подчеркивает, что ребенок должен учиться, но важно не загонять ребёнка. То есть, надо организовать учебный процесс так, чтобы учебные мероприятия сменялись неучебными. Однако педагоги, приходящие сегодня в школы, к такому подходу оказываются не готовы. Одна из причин этого в том, что курс возрастной физиологии исключен из программ подготовки в некоторых педагогических вузах, сообщила представитель Минпросвещения. Восполнить этот пробел нужно, формируя экспертные знания не только у педагогов, но и у родителей. Однако для этого нужны специалисты. Без них даже открытие специальных консультационных центров останется просто «галочкой», отметила эксперт.

С этого года по инициативе Министерства просвещения в 10 регионах России (в Московской, Свердловской, Новосибирской областях, Калининграде, Хабаровском и Ставропольском краях, и др.) началось масштабное популяционное исследование. В ходе исследования будут проанализированы режим, нагрузка, состояние здоровья наших сограждан и другие факторы. Его первые результаты, которые ожидаются к концу 2019 года, должны стать очень информативными, ведь последнее аналогичное исследование проводилось только в 1976 году.

Здоровье = образ жизни

В большей степени, чем генофонд, социально-культурные условия и даже экология, на здоровье влияет образ и качество жизни. В этом мнении солидарны практически все эксперты. По словам заведующего кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей медицинской школы, доктора медицинских наук, соведущего программы «Жить здорово» и «Здоровье» на Первом канале, главного педиатра ДГКБ № 9 им.Г.Н. Сперанского профессора Андрея Продеуса, проблемы со здоровьем появляются тогда, когда нарушается качество жизни. Поэтому для школьников крайне важно соблюдать режим:

  • сна – ложиться спать не позднее 22:00;
  • гигиены – чаще мыть руки;
  • питания – оно должно быть натуральным и сбалансированным, с достаточным количеством витамина D и железа.

Именно при таких условиях иммунитет ребёнка сможет справиться с болезнями.

Ещё одним специфическим школьным фактором, угрожающим здоровью, эксперты называют стресс, в первую очередь, вызванный нехваткой времени. Вот почему не следует чрезмерно перегружать ребёнка дополнительными занятиями. Также родителям важно сохранять с ним тёплые отношения и эмоциональную связь. По мнению врачей, это не менее важно, чем лекарства.

Глаза – слабое место школьников

Во время учёбы значительно возрастает нагрузка на глаза, что особенно плачевно, если проблемы с ними начались ещё до поступления в школу. «Школьное переутомление глаз сегодня усугубляет и то, что зрительное напряжение уже не сменяется другими видами деятельности: и дома, и на переменах дети смотрят в гаджеты, а правила гигиены зрения перестают соблюдаться», – выразила свою обеспокоенность главный внештатный детский специалист-офтальмолог Минздрава России, заместитель директора Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца профессор Людмила Катаргина. По её мнению, нужно перестраивать систему школьного обучения с учётом санитарно-гигиенических требований, существовавших до эпохи гаджетов, категорически ограничить использование электронных устройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста, бороться с гиподинамией.

Заведующий кафедрой офтальмологии им. акад. А.П. Нестерова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ, президент Российского глаукомного общества, профессор Евгений Егоров напомнил о существующих нормах работы с гаджетами – это 10 минут для детей и 40 минут для взрослых. При их несоблюдении обостряется или развивается близорукость. Отсутствие перерыва приводит к синдрому сухого глаза, когда ребёнок забывает моргать, вследствие чего пересыхает роговица.

Почему дети особенно уязвимы? Детский хрусталик, в отличие от взрослого совершенно прозрачен, и свободно пропускает повреждающие сетчатку лучи. Наибольшую опасность для сетчатки представляет синий свет (ультрафиолетовые лучи), напомнил учёный.

Не молчать!

Но не только организм ученика нуждается в особой поддержке – необходимо также помнить о его психике, которая в период посещения школы является крайне уязвимой. Марьяна Безруких называет психическое здоровье школьников настоящей «болевой точкой»: на первых этапах возникновения проблем этого, как правило, не замечают ни родители, ни педагоги, а статистика этого вида здоровья ведётся по обращаемости. Как правило, родители неохотно реагируют на рекомендации показать ребёнка даже неврологу, не говоря уже о психиатре, отметила она.

Председатель Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет», член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Ирина Волынец назвала основные причины стресса, который пагубно сказывается на психике школьников. Это – чрезмерные ожидания от учебного процесса, своего рода «культ оценок», а также зацикленность на результатах итоговых экзаменов. В первую очередь, они свойственны родителям и педагогам, которые затем уже транслируют их детям. По данным эксперта, более 100 тысяч школьников в этом учебном году переведены на домашнее обучение по причинам стресса, помимо показаний, связанных со здоровьем. Также российские дети оказались на одном из первых мест в мировой статистике по уровню школьного стресса.

И конечно, говорить о сохранении психического здоровья не приходится, если ребёнок в школе столкнулся с травлей. «Травля – это то, с чем нельзя мириться, и не надо убеждать ребёнка, что это изменится само по себе. Если родители замечают, что ребёнок не хочет идти в школу, если что-то его угнетает, он чем-то встревожен, очень важно узнать причину», – так комментирует ситуацию cопредседатель регионального штаба ОНФ в Москве, директор Гимназии № 1520 им. Капцовых, учитель русского языка и литературы, «Учитель года Москвы 2012» Вита Кириченко. Она рекомендует родителям сразу же начинать бороться с травлей, используя огромный накопленный в этой области опыт других родителей, почерпнуть который можно в том числе и из книг. Также можно обратиться в психологическую службу, которая, как правило, есть в большинстве школ. «Самое главное – не надо молчать», – подчеркивает педагог.    

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter