Человек не выбирает, когда ему родиться на свет. Но может ли он сам решить, когда окончится его земной путь? И всегда ли жизнь – благо, а смерть – зло?

С глубокой древности врачи зачастую оказывались перед сложным выбором: надо ли продлевать предсмертные страдания больного, которому невозможно помочь? Не лучше ли облегчить ему переход в мир иной, тем более, если он сам умоляет об этом? И нередко в итоге чаши весов склонялись не в сторону жизни... Во многих странах поощрялось уничтожение (или самоуничтожение) слабых и больных членов общества – достаточно вспомнить граждан Спарты, которые сбрасывали со скалы младенцев, родившихся с теми или иными уродствами, или стариков в Японии, уходивших в горы, чтобы умереть там в одиночестве.

Но вот уже много веков клятва Гиппократа загоняет любого медика в жесткие этические рамки: «Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство». Возможно, в современном обществе прежние запреты уже не актуальны? Как бы там ни было, вопрос о разрешении или запрещении эвтаназии до настоящего времени остается дискуссионным и продолжает вызывать ожесточенные споры.

Эвтаназией (от греческого – «благая смерть») называется прекращение жизни человека, страдающего от неизлечимого заболевания и испытывающего физическую или душевную боль. Сам термин впервые употребил в одном из своих трудов Фрэнсис Бэкон – английский философ, живший в XVI веке, подразумевая «легкую», не связанную с мучениями смерть. И только к XIX веку слово «эвтаназия» приобрело современное значение, а именно «прекращение жизни человека из гуманных побуждений».

Вплоть до начала Второй мировой войны эвтаназия считалась этически допустимой во многих европейских странах. «Если пациент неизлечимо болен, зачем ему умирать в страданиях?» – именно такая точка зрения была наиболее распространенной в цивилизованном обществе. Противниками эвтаназии выступали религиозные деятели: в возможности для человека самому выбирать день своей кончины они усматривали гордыню, отказ от смирения перед божественной волей. Как бы там ни было, но многие неизлечимо больные выбирали «легкую смерть». Среди самых известных пациентов – основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, страдавший от раковой опухоли во рту и в 1939 году ушедший из жизни при содействии своего врача.

Отношение к эвтаназии сменилось на резко отрицательное после того, как фашисты стали «гуманно» очищать мир от всех, кто не соответствовал высоким критериям «истинных арийцев». Тысячи людей – евреев, цыган, а также людей с умственной отсталостью и психическими отклонениями – были уничтожены, расстреляны, умерщвлены в газовых камерах. Вообще говоря, это было не эвтаназией, а просто убийством, ведь жертвы не выражали никакого желания добровольно уйти из жизни. Тем не менее, само понятие эвтаназии было надолго дискредитировано – многие страны ввели официальный запрет на эту процедуру.

После Второй мировой прошли годы и десятилетия. Цивилизованный мир оправился от шока, вызванного идеологией и практикой «обыкновенного фашизма», и споры о допустимости эвтаназии возобновились. Впрочем, смысл этого понятия до сих пор уточняется: как сторонники, так и убежденные противники стараются максимально конкретизировать предмет обсуждения. Например, обычно различают два вида эвтаназии: активную и пассивную. Активная подразумевает те или иные намеренные действия (введение препаратов и др.), вызывающие смерть больного, а пассивная – прекращение терапии, поддерживающей жизнь умирающего. Так вот, не все врачи считают, что второй вариант вообще относится к эвтаназии. Ведь у пациента есть право отказаться от любых медицинских манипуляций, даже если они призваны продлить его существование, поэтому иногда докторам не по своей воле приходится отойти в сторону и воздерживаться от лечения.

С активной эвтаназией тоже не все так просто. Относить ли к ней самоубийство больного, совершенное с помощью медиков (предоставление пациенту по его просьбе препаратов, вызывающих смерть)?

Кроме того, эвтаназия может быть добровольной и недобровольной. Добровольная осуществляется по прямой просьбе пациента или с его согласия, данного заранее и юридически зафиксированного. Так, в США имеет распространение практика, когда человек выражает свою волю на случай необратимой комы. При недобровольной эвтаназии предполагается, что пациент хотел бы умереть, но не может выразить это желание из-за болезни. В этом случае решение за него принимают близкие родственники.

Именно недобровольная эвтаназия вызывает самое большое количество нареканий у общественности разных стран. Можно вспомнить совсем свежий скандал, произошедший в Бельгии, когда по просьбе семьи врачи провели эвтаназию мужчине с болезнью Паркинсона. При этом сам пациент никогда не выражал желания поскорее расстаться с жизнью.

Получается, возможны ситуации, когда врачи не столько спасают больного от предсмертных страданий, сколько избавляют от хлопот его родственников. Пожалуй, эта главная проблема, которая пока не нашла своего решения: как защитить интересы тех пациентов, которые не могут самостоятельно сделать выбор между жизнью и смертью. Как быть с маленькими детьми, умственно отсталыми людьми, стариками в деменции? Кто должен отвечать за прекращение их жизни – врачи, родственники, представители власти? Где гарантия, что выбор будет продиктован интересами больного, а не, например, корыстными соображениями? Впрочем, когда речь заходит об эвтаназии, вопросов и этических коллизий вообще возникает более чем достаточно.

Противники эвтаназии ссылаются на то, что медицина не стоит на месте. Болезни, считавшиеся еще недавно неизлечимыми, сегодня поддаются лечению. И даруя человеку «легкую смерть», мы лишаем его шанса дождаться открытия лекарства, которое действительно ему поможет. К тому же медицинские чудеса тоже никто не отменял – крайне редко, но бывает, что безнадежный больной выздоравливает, опровергая все печальные прогнозы.

Альтернативой «легкой смерти» многие врачи и общественные деятели считают совершенствование службы хосписов с комфортными условиями и самым лучшим обезболиванием. Было неоднократно замечено, что тяжелые больные, умолявшие об эвтаназии, после поступления в такое медицинское учреждение и избавления от боли уже не думали, как бы побыстрее умереть. Остаток дней своих они проживали осмысленно и с удовольствием.

В настоящее время эвтаназия официально разрешена в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Албании, Швейцарии (конкретно – в Цюрихе), Канаде, нескольких штатах США. В Великобритании, Германии, Франции позиции защитников права на «легкую смерть» очень сильны, но пока им не удалось добиться принятия соответствующих законов. В России вопрос о допустимости добровольного ухода из жизни неизлечимо больных страдающих людей тоже очень актуален. Однако пока остаются действующими «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», где эвтаназия прямо запрещена.

Нельзя не упомянуть о таком интересном явлении, как так называемый «туризм самоубийц». Граждане государств, в которых запрещена эвтаназия, приезжают в Нидерланды или Бельгию (а чаще всего почему-то – в Цюрих), чтобы им совершенно легально помогли уйти из жизни. Разумеется, «легкую смерть» получит не каждый желающий – для этого надо выполнить ряд условий. В частности, получить заключение специалистов о том, что болезнь действительно неизлечима, и жить пациенту осталось недолго.

Похоже, что во всем мире сторонники эвтаназии не только не сдают свои позиции, но и получают все большую поддержку. А еще – по максимуму используют достижения прогресса, которые делают «легкую смерть» еще более удобной. Так, уже более 10 лет в аптеках Бельгии продаются специальные наборы для эвтаназии, куда, в частности, входит одноразовый шприц с ядом. Такой набор может приобрести любой практикующий врач.

А в Австралии законодательно запрещена не только эвтаназия, но даже пропаганда этой процедуры. Тем не менее, именно там в 2017 году создана машина-капсула, способная отправить в мир иной смертельно больного пациента. Внутрь капсулы подается газ, который усыпляет человека быстро и незаметно. Изобретатели обещают выложить в сеть чертежи устройства вместе с инструкцией по его изготовлению. Если это действительно случится, то, возможно, в истории эвтаназии начнется новая глава – «легкая смерть» станет доступной каждому желающему.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter