Аполлон — одна из самых почитаемых фигур в пантеоне богов Древней Греции. Его считали покровителем искусств и науки, в том числе и науки врачевания. «Сфера ответственности» Аполлона была так велика, что часть своих полномочий ему пришлось делегировать своим «подчиненным». За искусство в команде Аполлона отвечали музы, а за целительство — его сын Асклепий (Эскулап).

Древнегреческого врача Гиппократа неблагодарные потомки знают куда хуже, чем написанную им клятву врачей. Начинается эта клятва словами «Клянусь Аполлоном-врачом....».

Сам караю — сам лечу

Целительство не было главным занятием Аполлона: первоначально он вообще почитался как бог, охраняющий стада. Но постепенно земледелие в Греции отступало на второй план, продовольственная проблема решалась, и у людей появлялось время на другие занятия помимо забот о хлебе насущном. Зарождалось античное искусство, появилась потребность в божестве, олицетворяющем красоту. Аполлон занял эту нишу — златокудрый светозарный бог с кифарой в руке (музыкальный инструмент).

Как и у большинства богов-олимпийцев, у Аполлона было нелегкое детство и героическая юность. Ему пришлось сражаться с ужасным драконом Пифоном и великаном Титием, участвовать в битвах олимпийцев с гигантами и титанами, а потом заниматься основанием Дельфийского оракула — знаменитого храма, куда другие боги, герои и цари считали своим долгом отправиться за предсказанием, затевая мало-мальски важное дело.

Будучи богом света и искусств, Аполлон не был безропотным и беззащитным — все-таки сын Зевса Карающего. Непокорных он смирял золотыми стрелами, насылал разные бедствия, в том числе и болезни. А поскольку эпидемия чумы не разбирает, чтил ли заболевший бога Аполлона или нет, страдали и невинные люди. И Аполлону, наславшему чуму, приходилось лечить и ее, и другие болезни.

По сути, Аполлон мало отличался от египетского Тота или вавилонского Эа, которые вели многогранную деятельность, и врачебное искусство было лишь одним из таких направлений. Но поскольку везде успеть не может даже бог, Аполлону пришлось обзавестись сыном, которому он передал свою целительную силу. Этот сын, Асклепий, за свои достижения в медицине был причислен к богам, и впервые в истории религии стал нести ответственность исключительно за медицину.

Первый врач на Олимпе

Согласно мифам, мать Асклепия была нимфой, которую Аполлон убил из ревности (богу это было позволительно). Маленького Асклепия Аполлон отдал на воспитание кентавру Хирону, который был знатоком медицины, хотя официальным покровителем этого искусства он все же не стал, очевидно, из-за происхождения.

С самого начала Асклепию пророчили блестящее будущее. Едва увидев младенца, дочь его воспитателя Хирона обратилась к нему с пророческой речью: «Расти для блага мира, дитя. Многие смертные будут обязаны тебе жизнью. Ты будешь обладать даром даже воскрешать умерших».

И пророчество сбылось. Асклепий совершил ряд чудесных исцелений, в частности, вернул зрение фракийскому царю Финею, прекратил бушевавшую три года эпидемию чумы, лечил раны и укусы ядовитых змей. Асклепий изобрел медицинский зонд и начал бинтовать раны, открыл способы очищения желудка и удаления зубов. При лечении он использовал различные травы, средства, заимствованные из медицины Египта и Персии. Применял он также змеиный яд, серу и серные окуривания с целью предупреждения заболеваний.

И наконец, в полном соответствии с пророчеством освоил методику «воскрешения мертвых». В мифах упоминается воскрешение им всех умерших в Дельфах, павших в битве под Фивами, некоего Ипполита, а также безымянного мертвого за плату (платили, очевидно, родные).

В конце концов, Асклепий поставил воскресительную деятельность на такую широкую основу, что бог подземного царства Аид пожаловался главе богов Зевсу на недостаточный приток душ. Зевс гневно сдвинул брови и покарал Асклепия несмотря на родственные чувства (напомним, целитель приходился Громовержцу внуком). Но, в конце концов, все утряслось.

Семейная традиция

Асклепий был счастливым отцом и основателем первой в мире медицинской династии. Один его сын, Махаон, был знаменитым военным хирургом. В битве под Троей он прооперировал и тем самым вылечил Менелая — одного из предводителей осадившей Трою армии. Эта история болезни приведена в «Илиаде»:

«Сколько, Талфибий, возможно, скорей позови Махаона,
— мужа, родитель которого — врач безупречный Асклепий,
Чтобы пришел осмотреть Менелая, любимца Ареса...
Тотчас, бессмертным подобный, вошел Махаон в середину
И попытался стрелу из атридова пояса вынуть,
Но заостренные зубья обратно ее не пускали.
Пояс узорный тогда расстегнул он, а после — передник
С медной повязкой,— немало над ней кузнецы потрудились.
Рану увидел тогда, нанесенную горькой стрелою,
Высосал кровь и со знаньем лекарствами рану посыпал».

Второй сын, Подалирий, специализировался на лечении внутренних болезней. Он прославился как диагност, терапевт и психиатр.

Своему искусству Асклепий обучил не только сыновей, но и дочерей: Панакею, Гигиею и Огле. Корень имени Гигиея угадывается в слове «гигиена» — как мы понимаем, неспроста: эта дама специализировать именно на профилактической медицине, важнейшим средством которой считала чистоту.

Посох и змея

Обычно статуи и картины изображают Асклепия опирающимся на посох, вокруг которого обвивается змея (все вместе это называют жезлом Асклепия).

Как мы уже упоминали, Асклепий широко применял змеиный яд для лечения. Собственно и знаменитым методом воскрешения он тоже обязан змеям. Легенда гласит, что однажды змея обвилась вокруг палки Асклепия, и он ее убил. Тут же приползла вторая змея, неся в пасти пучок травы. Каким-то образом (каким именно, легенда умалчивает) змея номер два натерла свою убитую подругу этой травой и та ожила.

Асклепий воспользовался полученной от змей информацией и начал с помощью травы оживлять умерших. А жезл, обвитый змеей, стал одним из символов медицины.

Из-за пристрастия Асклепия к лечению змеиным ядом ему приписывают авторство и другого, еще более популярного символа — змеи, чей яд капает в чашу.

Храм в Эпидавре

Как и положено, у бога Асклепия был свой храм, в котором в его честь свершались самые разнообразные чудеса. Храм был воздвигнут в древнегреческом городе Эпидавре, посреди великолепной кипарисовой рощи, тоже объявленной священной. Именно сюда со всей Греции и ее окрестностей стекались толпы больных и немощных в надежде на чудесное исцеление.

Больные, являвшиеся в храм Асклепия, проходили предварительные процедуры: пост, омовение и очищение. Тем, кому не полегчало на этом этапе, предлагалось провести в храме ночь. Некоторым Асклепий являлся сразу во сне, но в большинстве случаев он передавал свои указания и рекомендации по поводу лечения через жрецов.

Древние римляне воздавали также богу Асклепию почести. Асклепий в римском варианте был известен как Эскулап и именно это имя стало нарицательным.

Когда страшная чума, свирепствовавшая в течение трех лет, грозила опустошить всю страну, верховные римские жрецы решили, что нет другого средства, как послать за Эскулапом в Эпидавр. Бог благосклонно выслушал посланных и отпустил с ними свою змею. Лишь только корабль со змеей Эскулапа прибыл в Рим, эпидемия тотчас же прекратилась.

Сеющий смерть или возвращающий жизнь?

Примечательна еще одна из легенд об Асклепии. Древнегреческий писатель Лукиан в своей книге «Dialogi deorum» описал ссору Асклепия с известнейшим и всеми почитаемым богом-героем Гераклом.

Причина, из-за которой разгорелся спор во время пира богов на Олимпе, осталась за кадром нашего повествования. Но дискуссия приобрела такой жаркий характер, что перешла на личности. Геракл стал укорять Асклепия, что тому вообще нечего открывать рот в присутствии воина, ибо «я, Геракл, сын Зевса, исполнял самые тяжелые работы, очистил землю, боролся с чудовищами, наказывал злодеев, оскорблявших род людской. А ты кто? Собиратель трав, шарлатан, годный только на то, чтобы подавать лекарство больным и прикладывать пластыри. Ты никогда ни в чем не проявил мужества!» И ответил ему Асклепий: «Ты прав, но я же тебя вылечил от твоих ожогов, когда ты пришел сюда, весь покрытый ими».

Фактически, это был спор: что важнее – воин или врач? Во времена, когда достоинства воина были неоспоримы, это, наверное, была первая попытка усомниться в том, что сеющий смерть всегда выше возвращающего жизнь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter