Сегодня расходы на здравоохранение составляют 7,6% ВВП. Это около 1717 долларов на душу населения в год – вдвое меньше, чем в среднем по Евросоюзу. Однако большинство медицинских услуг для граждан страны бесплатны.

Статья из газеты «ЛекОбоз» № 4 от 22/02/2017

До 1993 г. Словацкая Рес¬публика вместе с Чешской Республикой составляли единое государство Чехословакию. После обретения независимости Словакия стала самостоятельным государством, и на смену плановой экономике пришла рыночная.

В последующие годы Словакия стала членом НАТО и Евросоюза, вошла в Шенгенскую зону и зону евро. Система здравоохранения страны тоже претерпела серь¬ёзные изменения.

На новые рельсы

В начале 1990 х годов в системе здравоохранения Словакии были серьёзные финансовые проблемы. Для их решения в 2002–2006 гг. в стране провели реформы. Система медицинской помощи, которая до этого финансировалась из бюджета страны, была переведена на новые рельсы – систему обязательной страховой медицины, что позволило более эффективно использовать внутренние ресурсы страны и привлечь граждан к финансированию медицинского страхования.

Система обязательного медицинского страхования в стране строится по конкурентному принципу и базируется на селективной контрактной системе для подрядчиков и гибкой ценовой политике поставщиков медицинских услуг. Большинство видов медицинской помощи застрахованные граждане страны получают бесплатно. Словацкий рынок медицинского страхования и медицинских услуг открыт для новых участников – компаниям, желающим вступить на этот рынок, достаточно соответствовать лишь некоторым очевидным и вполне понятным требованиям.

Отличительная особенность здравоохранения Словакии – отсутствие долгосрочного планирования: страховые компании, которые заняты исключительно покупкой медицинских услуг, играют основную роль в охране здоровья и планированием не занимаются. Поэтому в стране нет плана развития системы медицинской помощи и централизованной кадровой политики в области здравоохранения. Это создаёт у медицинских учреждений проблемы с техническим переоснащением и комплектацией персоналом.

Политика Словакии в области здравоохранения определяется взаимодействием министерства здравоохранения, которое выполняет законотворческие функции, медицинских страховых компаний – основными покупателями медицинских услуг, и Управления надзора за здравоохранением (HCSA), которое контролирует деятельность всех медицинских страховых компаний и учреждений.

Сегодня расходы на здравоохранение составляют 7,6% ВВП. Это около $1717 на душу населения в год – вдвое меньше, чем в среднем по Евросоюзу. 66,8% всех расходов на здравоохранение поступают из государственного бюджета, остальное составляют частные средства. Есть в стране и система добровольного медицинского страхования, однако большой популярностью она не пользуется, поскольку программа обязательного медицинского страхования достаточно обширна. Система добровольного медицинского страхования (ДМС) в стране играет лишь вспомогательную роль. Среди всех расходов на здравоохранение поступления от ДМС составляют всего 0,2%.

Медицинское страхование по-словацки

Все словацкие медицинские страховые компании представляют собой акционерные общества, при этом их акционерами могут быть как государство, так и частные лица. Для работы в системе медицинского страхования компании должны получить лицензию, и для этого акционерный капитал компании должен быть не менее €3,3 млн. Это автоматически отсекает мелких игроков.

В Словакии сегодня три национальных страховщика: одна государственная компания и две частные. В рамках единой системы медицинского страхования граждане могут ежегодно выбирать одну из этих компаний. Страховые компании сами выбирают поставщиков медицинских услуг, при этом главные критерии отбора – качество услуг и гибкая ценовая политика медицинских учреждений. Несмотря на то, что словацкий рынок медицинского страхования открыт для любых игроков, крупнейшая медицинская страховая компания VŠZP, занимающая 68% всего рынка медицинского страхования, принадлежит государству. От этого возникает определённый конфликт интересов: получается, что государство контролирует собственную страховую компанию.

Основной источник системы медицинского страхования – взносы граждан. Их уплачивают и работодатели, и работники, и самозанятые граждане, а также люди, которые добровольно не работают. За экономически неактивные категории населения взносы платит государство – эти поступления составляют примерно третью часть всех доходов страховых компаний. Работающие граждане платят за медицинское страхование 14% своих доходов, но не менее определённой суммы и не более трёх своих среднемесячных зарплат в год, при этом 10% платят сами работники и 4% за них вносит работодатель. Самозанятые граждане оплачивают 14% от своих доходов. Для добровольно безработных государство установило плату 4/14 средней зарплаты по стране. Эта сумма составляет около €190.

Соплатежи пациентов производятся в основном в виде небольшой оплаты (€0,17) за выписку рецепта на лекарства, а также за медицинские спа-процедуры. При покупке лекарств в аптеках для пациентов существует система реимбурсации (персональное возмещение стоимости назначенного врачом лечения), однако она применяется только к определённым препаратам. Все решения по реимбурсации стоимости лекарств принимает специальный комитет при минздраве. Максимальные цены на лекарства, подлежащие реимбурсации, устанавливаются государством. Цены на другие препараты, не подлежащие реимбурсации, не регулируются.

Частные клиники – не конкуренты

Для оказания медицинской помощи населению медицинские учреждения должны получить лицензию. Для этого необходимо, чтобы учреждение соответствовало определённым требованиям, имело необходимое оборудование и штат специалистов с определённым уровнем квалификации. Лицензия бессрочная, но при этом деятельность учреждения жёстко контролируется проверяющими органами.

Самые крупные производители медицинских услуг (включая университетские больницы, крупные региональные клиники, высокоспециализированные учреждения), а также почти все психиатрические лечебницы и санатории принадлежат государству. Большинство из них – так называемые контрибуционные организации – учреждения со спе¬цифичной для Словакии формой собственности, при которой юридическое лицо учреждается государством (в том числе региональными или муниципальными властями). Часть бюджета таких клиник тоже подконтрольна государству, но при этом они могут иметь и другие источники дохода.

Есть в Словакии и ведомственные медицинские организации, которые находятся в ведении Управления здравоохранения при министерстве обороны, министерства транспорта, министерства внутренних дел и министерства юстиции.

В 2006 г. пять крупнейших государственных учреждений здравоохранения (в том числе университетские госпитали) были реорганизованы в акционерные общества с 100%-ной государственной собственностью. С 2007 г. власти обязали все страховые медицинские компании заключать с государственными медицинскими учреждениями контракты на предоставление услуг. Это сделано для того, чтобы обеспечить доступность медицинской помощи для населения во всех уголках страны. Понятно, что в таких условиях частные клиники просто не могут составить конкуренцию государственным.

Аптеки, диагностические лаборатории и около 90% амбулаторных медицинских учреждений Словакии находятся в частных руках. А вот службы экстренной медицинской помощи могут быть как государственными, так и частными. Они работают по лицензиям, которые выдаёт на 4 года министерство здравоохранения по итогам тендера.

В сравнении с другими странами система здравоохранения Словакии считается довольно прогрессивной: она охватывает практически всё население, и в неё входят все необходимые медицинские услуги. Размер соплатежей застрахованных пациентов с каждым годом планомерно уменьшается. Конечно же, это позитивный показатель. Однако в области здравоохранения остаются и нерешённые проблемы. Главные из них – устаревшее медицинское оборудование и утечка медицинских специалистов в другие страны Евросоюза с более высокими зарплатами.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter