В марте 2017 года в России планируется экспериментальное внедрение информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере госзакупок лекарственных средств.

О том, как это может повлиять на развитие аптечного бизнеса, рассказала декан фармацевтического факультета НижГМА, председатель Нижегородской Ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН Светлана Кононова.


34486507 3Льготниками займутся вплотную

С какой целью создаётся информационно-аналитическая система и что изменится для аптек после её внедрения?

Одной из основных целей является снижение разброса закупочных цен, поиск наиболее выгодных для бюджета условий, построение эффективного лекарственного обеспечения. Заявлено, что планируется высвободить дополнительные средства для расширения групп льготополучателей. Система предусматривает отслеживание конкурентных процедур, расчёт средней рыночной цены, образование начальной цены контракта. В реальной жизни изменения коснутся тех аптек, которые занимаются лекарственным обеспечением декретированных групп населения.

Государственные и муниципальные аптеки обеспокоены тем, что им придётся закупать на конкурсной основе лекарственные препараты и для обеспечения своей деятельности.

 Если «деятельность фарморганизации (ГУП и МУП) не относится к сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то изменения, вносимые ФЗ № 321 от 03.07.2016», на их закупки не распространяются. Такие разъяснения были даны в письме МЗ РФ от 16.09.16 № 1008847/25–2 и письме Минэкономразвития РФ от 14.09.16 №Д28 и 2342.

То есть прямое влияние нововведений на развитие фармацевтического розничного рынка не глобально. Есть ли опосредованное влияние?

Конечно! Льготы в натуральном виде получают 15 млн граждан, а ещё 13 млн предпочли заменить их денежной компенсацией. Эти люди нуждаются в лекарственных препаратах и являются важнейшей целевой аудиторией аптек. Но я пока не знаю примеров, когда фармацевтическая розница проводит отдельную работу с данной категорией льготников, а это большой резерв, особенно если учесть особенности современного состояния рынка.

Потребность есть, возможности нет

Как вы оцениваете современное состояние российского фармацевтического рынка?

К сожалению, о развитии рынка говорить не приходится, задача в том, чтобы удержаться на плаву. На первый план выходят финансовые проблемы как в оптовом, так и в розничном секторах. Несвоевременные выплаты по госзаказам, падение доходов населения, снижение потребления лекарственных средств – всё это весьма неблагоприятные тенденции.

Люди покупают меньше лекарств – и в упаковках, и в денежном выражении. Может быть, население стало более здоровым?

Потребность в лекарственных препаратах не снизилась, что подтверждают статистические показатели, такие как рост заболеваемости и смертности. Но поток потребителей сужается, и это связано с общим падением благосостояния. По данным ipsoshealthcare, весной 2015 года только 38% опрошенных первостольников говорили об уменьшении числа покупателей, а весной 2016-го – уже 49%. Если раньше пациенты приобретали препараты на курс лечения, то сейчас зачастую покупают одну упаковку. Купят ли вторую, неизвестно. Возможно, почувствовав улучшение, они откажутся от следующей покупки, «сэкономят» и останутся недолеченными.

Первостольников обяжут помогать конкурентам?

Как разрешить противоречие между желанием покупателя приобрести лекарство подешевле и стремлением аптек продать подороже?

Этот вопрос государство предлагает решить путём изменения законодательства. В частности, предполагается обязать аптеки рассказывать покупателям о наиболее дешёвых лекарственных препаратах, что вписывается в концепцию импортозамещения. При этом информировать покупателя следует о плюсах и минусах всех лекарств вне зависимости от того, есть они в наличии в аптеке или нет.

Значит, первостольники по факту должны будут продвигать конкурентов? Например, если у них нет дешёвого лекарства, а в аптеке за углом есть.

Мы не разделяем эту точку зрения. Но если такое произойдёт, то помимо «работы на конкурентов» возникнет ещё целый ряд негативных аспектов. В частности, одно наименование по МНН может обозначать до 200 торговых наименований. Вы представляете ситуацию, когда первостольник рассказывает покупателю про 200 препаратов? Как он узнает цены, если в данной аптеке половина препаратов отсутствует? И кто, в конечном итоге, назначает лекарство: врач, специалист «первого стола», сам пациент? Ещё раз повторю, что данная инициатива не приведёт к тем благим последствиям, на которые рассчитывают её авторы.

С рецептом и без

Одним из важнейших изменений нормативов, касающихся фармацевтического рынка, должен стать полный запрет безрецептурного отпуска рецептурных препаратов, в частности антибиотиков. Что вы об этом скажете?

В соответствии с действующим законодательством безрецептурный отпуск антибиотиков запрещён. Однако факты свидетельствуют о том, что данный закон не исполняется. Если в 1994 году антибиотики без рецепта отпускались в 31% случаев, то в 2016-м – в 68%. Эти цифры, разумеется, не могут быть подтверждены официальной статистикой, они собирались на основании анонимных опросов. Но тенденция очень тревожная, поскольку бездумное применение антибиотиков ведёт к лекарственной резистентности и другим неблагоприятным последствиям. В связи с этим создаётся межведомственная комиссия, в задачи которой входит разработка эффективного механизма контроля реализации антибиотиков по рецептам врачей.

Что до сей поры мешало действовать в соответствии с законом и не отпускать антибиотики без рецепта?

Предпосылок несколько. Не секрет, что очень часто врачи вместо рецептов выдают пациентам список препаратов на бумажке. Возможно, у них нет времени на оформление полноценных рецептов, возможно, не всегда хватает рецептурных бланков, возможно, есть иные причины. О которых, кстати, не принято говорить вслух: никто же не враг себе, чтобы открыто признаться в нарушениях. С другой стороны, зачастую заболевший человек обращается не в поликлинику, а сразу в аптеку. Это быстрее и проще, чем записываться на приём, ждать своей очереди, тратить время на поездку. Я не оправдываю тех, кто предпочитает врачу провизора, эти люди ставят под угрозу собственное здоровье, не говоря о том, что нарушают закон. Но при этом понимаю, что без реального повышения доступности и комфортности медицинской помощи и ужесточения юридических требований к врачам, нарушающим порядок выписывания рецептов, проблему неконтролируемого отпуска рецептурных лекарств решить нельзя.

Изнанка благих намерений

Государство не раз демонстрировало особое внимание к сфере лекарственного обеспечения населения, в частности, приняло программу Фарма 2020, взяло курс на поддержку отечественного фармпроизводителя, заявило о политике лекарственного импортозамещения. Каковы практические результаты этих проектов?

По данным Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров, эффективность реализации госпрограммы "Фарма 2020" в 2015 году составила 59,4%. Это, конечно, маловато. Отрадно, что за последние пять лет в стране построено 37 фармацевтических предприятий. Однако доля лекарственных препаратов отечественного производства составила только 28% при плановом показателе 37%. И с января 2017 года она уменьшится, так как процесса упаковки лекарственного препарата будет недостаточно для признания его отечественным. То есть некоторые лекарства, которые сейчас считаются российскими, со следующего года могут перейти в категорию импортных.

Какие меры предлагается предпринять для исправления ситуации?

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев озвучил ряд направлений, призванных обеспечить устойчивый экономический рост. В их числе жёсткие требования к государственному управлению, высокая персональная ответственность, оптимизация расходов, мобилизация доходов, модернизация системы дотаций.

Оптимизация расходов обычно означает сокращение затрат, а мобилизация доходов – новые способы «относительно честного отъёма денег» у населения. Что из этого перечня будет реализовано в ближайшем будущем?

О сокращении бюджетных средств на здравоохранение уже неоднократно заявлялось. Что касается мобилизации доходов, то вполне логично ожидать неких налоговых сюрпризов. Но это не повод для пессимизма. Спрос на фармацевтическую продукцию остаётся стабильным, и задача аптечного бизнеса в том, чтобы максимально адекватно реагировать на вызовы времени. Кризис может стать важным этапом совершенствования, это нужно просто понять и принять.

НАША СПРАВКА

Информационно-аналитическая система закупок лекарственных средств начнёт работать в тестовом режиме с 1 марта 2017 года, а с 1 января 2018 года – в полном объёме. Как заявил глава Правительства РФ Дмитрий Медведев, система «позволит оперативно анализировать информацию по закупкам лекарств в каждом регионе, избежать необоснованного разброса цен и не допускать нарушений в ценообразовании».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter