Приход осени, как и любого другого сезона, для аптечных организаций связан с частичным обновлением ассортимента. Зачастую такое обновление должно быть подкреплено существенной материальной поддержкой, поэтому к этому событию нужно готовиться заранее. Понимание того, какие именно ассортиментные позиции будут востребованы в осенний период, выгодно и аптеке, и её сотрудникам, и покупателям. Первая получит прибыль, вторые премию, третьи – будут обеспечены лекарствами.

Правило №1: рациональный ассортимент

Следует отметить, что рациональный ассортимент не означает широкий. Учебники дают следующую формулировку широты ассортимента:

«Широта ассортимента — это количество ассортиментных групп (подгрупп, видов) товаров, имеющихся в том или ином розничном или оптовом звене, представленных в номенклатурных или формулярных списках, классификаторах, государственных реестрах, регистрах, каталогах, выпускаемых различными фармацевтическими предприя­тиями или фирмами, производящими медицинские инструменты, при­боры и оборудование».

Распространён такой стереотип: чем больше наименований лекарственных средств в аптеке, то есть чем шире ассортимент, тем лучше. Однако это не всегда так. С одной стороны, широкий ассортимент – это вынужденный шаг руководства аптеки, инструмент конкурентной борьбы, так как покупатель охотнее идёт в аптеку, которая может предложить ему всё из списка покупок и даже сверх него. С другой стороны, это эффективно лишь для условий, когда предложение превышает спрос, то есть для аптек, находящихся в условиях жёсткой конкуренции.

Но у широкого ассортимента есть обратная сторона вопроса. Если ассортимент уж очень велик, то покупателям сложно ориентироваться в предложенном многообразии лекарственных средств. Посетитель аптеки наверняка растеряется, если вы предложите ему на выбор десяток наименований лекарственных средств – фармацевтических эквивалентов. Ещё один минус – для широкого ассортимента безрецептурных лекарств требуются дополни­тельные площади торгового зала для выкладки товаров, что не всегда возможно. Тогда не представленная на витрине ассортиментная позиция имеет много шансов не быть реализованной до истечения срока годности, а это дополнительные потери аптечной организации.

Правило №2: золотая середина

Имеет смысл не закупать подряд все торговые наименования лекарств, имеющихся на фармацевтическом рынке. Будет достаточно включить в ассортимент по три-четыре торговых наименования с аналогичным составом активных компонентов, учитывая при этом ценовую категорию (иметь в наличии лекарства высокой, средней и низкой ценовой категории). Покупатель также должен иметь возможность выбрать между оригинальным и воспроизведенным лекарственным средством, и это тоже нужно принимать во внимание.

Самые необходимые товарные позиции осенью – это не только лекарственные средства для профилактики и лечения простуды и гриппа, разнообразные деконгестанты, антибактериальные средства и препараты против кашля. С наступлением осени возрастает спрос и на другие лекарственные средства и товары аптечного ассортимента, например, лейкопластыри. Многие из наших сограждан обновляют свой гардероб, в том числе приобретая новую обувь, оказывающуюся иногда слишком жёсткой, и спрос на лейкопластыри во время смены сезонов возрастает в несколько раз.

Проведя ретроспективный анализ прошлогодних продаж, специалист по закупкам сможет с большой долей вероятности спрогнозировать сезонное увеличение или падение спроса на те или иные ассортиментные позиции.

Правило №3: глубокий ассортимент

«Глубина ассортимента — это количество вариантов товаров одной товарной единицы или одной ассортиментной группы, имеющихся в том или ином розничном звене, представленных в номенкла­турных или формулярных списках, классификаторах, государственных реестрах, регистрах, каталогах или выпускаемых фармацевтическими предприятиями».

Глубокий ассортимент – наличие в аптеке аналогичных предложений для определённых групп потребителей (например, капли в нос различной концентрации для новорожденных, детей дошкольного и школьного возраста, взрослых). Глубокий ассортимент предполагает вариабельность лекарственных форм (например, нестероидный противовоспалительный препарат в форме выпуска «сироп», «таблетки», «раствор для инъекций», «крем для наружного применения»).

Глубина ассортимента характеризует возможности данной апте­ки в удовлетворении спроса на конкретную разновидность товара. Если ассортимент недостаточно глубок, то потребитель, возможно, будет вынужден искать нужную ему лекарственную форму или дозировку в другой аптеке, теряя при этом время и испытывая неудобства, а аптека теряет прибыль.

Правило №4: убираем лишнее

Оставшийся в прошлом летний период часто оставляет после себя воспоминания в виде остатков летних предложений, утративших актуальность на сегодняшний день. Можно смело убирать до весны с витрин репелленты и солнцезащитные средства, разместив на освободившемся пространстве товары нового сезона.

Правило №5: следим за рекламой

На потребительский спрос реклама оказывает сильное влияние. Поэтому периодическое отслеживание рекламы лекарственных средств, которая транслируется по ТВ, может существенно помочь в формировании ассортимента и избежать ситуаций, когда готовый на покупку пациент уходит ни с чем по причине отсутствия в аптеке нужного ему товара.

Правило №6: не забываем о минимуме

Изменяя те или иные товарные позиции, нельзя забывать о минимальном ассортименте лекарственных препаратов, перечень которых утверждается ежегодно, и на наполнение которого сезонность не имеет влияния. Аптеки, аптечные киоски и аптечные пункты обязаны обеспечить постоянное наличие лекарственных средств из минимального ассортимента. Перечень лекарственных средств минимального ассортимента на следующий год утверждается распоряжением Правительства РФ обычно в середине осени, так что у аптеки до наступления нового года есть время подготовиться.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter