С чем столкнутся аптеки, если проект постановления правительства, определяющего порядок продажи лекарств через интернет, будет одобрен? К чему стоит готовиться аптечным сетям в связи с созданием общего рынка стран ЕАЭС? На эти и другие темы корреспондент портала «ЛекОбоз» беседует с управляющим партнером Ассоциации независимых аптек (АСНА) Александром Кондратьевым.

Александр Викторович, что представляет собой Ассоциация независимых аптек (АСНА), и в чем организация видит свою роль на аптечном рынке России?

На сегодняшний день в России выдано почти 70 тысяч лицензий на открытие аптек, из которых рабочими являются около 35-40 тысяч аптек. Из этого числа в Ассоциацию независимых аптек (АСНА) входят 4 тысячи 800 аптек, расположенных в 102 городах России. Согласно последним данным аналитической компании RNC Pharma, наша доля рынка составляет 7,2%, и мы приближаемся к 10%.

Российский фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется мощнейшим процессом концентрации аптечный сетей. По нашему прогнозу, через 2-3 года в стране останется примерно 20 крупных аптечных сетей, одной из которых станет наша система. Вряд ли это число будет больше. И это будет очень прозрачный и понятный управляемый канал продаж для производителей.

Наша ассоциация, как ведущее объединение независимых аптечных сетей в России, в данных условиях стабилизирует всю систему, выступая в роли некоего буфера, интегрирующего среднесетевую и независимую розницу. Мы помогаем независимым аптекам с технологиями, бизнес-процессами, финансовой устойчивостью и со многим другим. Благодаря этой поддержке они продолжают эффективно работать на аптечном рынке. Честно говоря, если бы не АСНА, то некоторых участников рынка, скорее всего, уже не было бы.

АСНА – это системный интегратор, сеть ассоциативного типа. Мы зарабатываем свою часть денег в сотрудничестве с региональными аптечными сетями, и затем эти деньги инвестируем в технологии. Это то, что по идее должна делать крупная аптечная сеть, однако у мелких сетей и независимых аптек на это элементарно не хватает средств.

Вы упомянули процесс консолидации аптечных сетей. Означает ли это, что стоит ожидать роста цен или сокращения розничных точек?

Мне кажется, что по мере того, как торговля лекарствами будет перемещаться в интернет, – а этот процесс, как ожидается, должен быть запущен уже в этом году, – начнется и постепенное сокращение числа розничных точек, потому что такое количество аптек станет просто не нужным. Покупателю будет удобно с мобильного приложения заказать необходимые лекарства, и их доставят прямо на дом. В таких условиях в аптеку он просто не пойдет. Как итог – будет снижаться трафик аптечный точек, хотя этот процесс коснется не всех городов и, возможно, не всех субъектов. Но с официальным разрешением интернет-торговли лекарствами в виртуальную сферу может перекочевать до 20% аптечного рынка. То, что это рано или поздно произойдет, уже абсолютно понятно.

Мы в нашей организации к этому процессу относимся позитивно. Хотя у многих возникает растерянность – как же так? Если для одних – это неизбежность, то для нас – это возможность.

Аптечный бизнес низкомаржинальный и сегодня находится в состоянии балансирования на грани рентабельности. Об этом то и дело говорят на аптечных конгрессах. Реальное розничное ценообразование в этих условиях очень низкое. Фактически оно находится на грани рентабельности – после выплаты всех налогов аптечные организации получают прибыль в размере от 1% до 5%.

В то же время консолидация аптечных сетей даст возможность создать управляемый канал продаж, который позволит больше зарабатывать и больше инвестировать в этот бизнес.

Как в Ассоциации независимых аптек относятся к перспективе расширения аптечного рынка на страны ЕАЭС?

Что касается процесса евразийской интеграции, то я вижу огромный запрос со стороны фармацевтических кругов СНГ на создание в этих странах ассоциации подобной нашей. То есть представители аптечного рынка Киргизии или Казахстана по свой инициативе выходят на нас с предложениями о расширении. Видимо, считают эту тему интересной. Мне часто приходится слышать от коллег из ближнего зарубежья, что такая структура нужна и у них. Это значит, что сегодня мы идем чуть впереди, ведь зовут к себе тех, кто чуть сильнее.

На аптечном рынке стран СНГ сложилась более-менее схожая система – есть лидеры, есть государственное регулирование, а средняя сетевая розница – как «средний класс» в аптечном секторе – ищет какого-то развития. В модели, которую мы представляем, он может это найти.

Как вы планируете работать на рынке ЕАЭС?

Мы сейчас занимаемся построением франчайзинговой системы «АСНА». Бренд «АСНА» будет предполагать очень строгие стандарты, включая оформление витрин, выкладки, обслуживания покупателей, мерчендайзинга, бизнес-процессов. Возможно, эта модель будет интересна другим участникам рынка. Стандарт всегда предполагает высокое качество. Поэтому если ты согласился стать членом ассоциации и пройти стандартизацию, то ты априори должен будешь повысить качество обслуживания, работы с ассортиментом, помещениями, сотрудниками и так далее. Но в результате ты улучшаешь свой бизнес, делаешь его боле системным. Я считаю, что это плюс.

Было бы здорово, если, например, к середине следующего года мы бы смогли реализовать свою модель хотя бы в двух республиках – Беларусь и Казахстан. На эти страны мы смотрим с большой надеждой и уже в мае этого года открываем первое представительство АСНА по СНГ в республике Беларуси. Если это нам удастся и практический опыт окажется интересным, то мы пойдем дальше. Однако надо учитывать, что в каждой стране найдется множество разнообразных особенностей и в области законодательства, и в сфере продвижения. Все это придется изучить, и на это потребуется не один день.

Как известно, создание единого стандарта надлежащей аптечной практики для стран ЕАЭС не предусмотрено. Почему надлежащая аптечная практика – практически единственная из надлежащих практик, которая остается на национальном уровне?

Думаю, что это связано с правильным в некоторой степени поддержанием локальных производителей в каждой из стран. Например, если взять Беларусь, то по сравнению с Россией там не очень большой фармацевтический рынок, на котором представлены собственные производители. У правительства есть необходимость оставить налоги в стране. Поэтому они защищают своего производителя, наращивают компетенции государственных аптек, сеть которых в стране довольно большая. Если, например, это является частью государственной политики, то договориться об унификации этой практики будет очень трудно.

Конкуренция хороша для сильных, и намного сложнее для тех, кто слаб. От интеграции выиграет Россия, но страны поменьше тоже должны себя защищать. Оберегая собственного производителя, они поступают правильно, наверное, на их месте многие бы сделали так же. Потому что в странах СНГ нет таких мощностей, нет такой логистики, таких объемов производства и технологий, как в России. Да и просто нет денег, чтобы вложиться во все это. Поэтому пока создать общую надлежащую практику нельзя, – у всех стран свои интересы.

Однако этот не значит, что этот вопрос не будет поднят в будущем. Но пока достаточно много других проблем, более насущных. Например, Россия приспосабливается к новым условиям, в которых наша страна оказалась в связи с изменившейся международной обстановкой. В этом отношении вряд ли что-то изменится в ближайшие 2-3 года. Если бы мир был бы более стабильным, то предпосылок для единой аптечной практики было бы больше.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter