Консультирование теперь закреплено как обязанность фармацевтического специалиста и требование к реализации товаров аптечного ассортимента. Но в профессиональной среде достаточно встречается непонимание: а для чего это нужно. Неужели провизор должен подменить врача и налево и направо рекомендовать лекарственные средства без обследования, сбора анамнеза и т. п.?

1 марта 2017 года вступил в силу приказ Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения». Одна из трудовых функций, обозначенная в профстандарте «провизор» — информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента. Способность к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата относится к профессиональным компетенциям фармацевтов. В 2016–2017 учебном году фармацевтическое консультирование было введено как обязательный предмет для студентов старших курсов фармфакультетов.

То, что теперь является законом, фактически всегда присутствовало в аптеках. Практические работники фармации знают на собственном опыте, что реализация лекарственных средств часто сопровождается рекомендациями пациенту. В чем же тогда новизна и что на самом деле подразумевает понятие «фармацевтическое консультирование»?

Давайте разберемся по порядку.

Фармацевтическое консультирование – рекомендации фармацевтическим работником, данные пациенту при отпуске лекарственных средств.

Как известно, отпуск лекарств может быть безрецептурный и рецептурный.

Фармацевтический специалист имеет полное право рекомендовать самостоятельно лекарственные средства, отпускаемые из аптек без рецепта. Также без участия врача возможен совет в выборе биологически активных добавок, и здесь обязательное условие — информирование пациента, что это не лекарство от одной или всех болезней, а нетоксичное средство, свойства которого не исследовались так подробно, как свойства лекарственного препарата.

В правовом поле находится также рекомендации и помощь в выборе изделий медицинского назначения: тонометров, глюкометров, термометров, средств для перевязки, предметов гигиены.
Вмешательство в лечение, назначенное врачом, когда прописаны рецептурные лекарственные препараты, не допускается. Фармацевтический работник не имеет права, например, заменить эналаприл на рамиприл, несмотря на то, что данные лекарственные средства находятся в одной фармакотерапевтической группе.

А энап на эналаприл в той же дозировке заменить по рекомендации провизора или фармацевта при отпуске допустимо. Можно поспорить насчёт биоэквивалентности лекарственных средств с идентичным составом, произведенных на различных предприятиях, но такая замена допускается по закону. Консультирование в том и состоит, чтобы объяснить пациенту, чем одно лекарственное средство отличается от другого по терапевтическому действию, частоте побочных явлений, вероятности аллергических реакций. Фраза "берите дешёвое, это то же самое, что и дорогое, но за меньшую цену" далеко не всегда уместна. Ведь в автосалоне менеджерам в голову не придёт рекомендовать взять «Ладу» вместо «БМВ», только потому что оба автомобиля едут, а первый дешевле.

При отпуске по рецепту (будем надеяться, что рецепты, выписанные в соответствии с требованиями законодательства, наконец, вытеснят бумажки с назначениями врача без опознавательных знаков: подписей и печатей) фармацевтическое консультирование состоит в том, чтобы убедить пациента в необходимости прохождения прописанного лечения. Например — полного курса антибиотикотерапии, даже если для этого нужно купить, к примеру, несколько упаковок препарата.

При продаже гипотензивных лекарств фармацевт должень пояснить, что лечение необходимо пожизненно, а не завершается с окончанием таблеток в пачке. Да, возможно, это уже сказал врач. Но совет провизора не будет лишним.

Ещё один момент фармацевтического консультирования — хранение. При отпуске лекарственных средств, которые нужно хранить в холодильнике, или хранить ограниченный срок, нужно об этом пациента проинформировать. Эти сведения есть в инструкции, но фармацевтическое консультирование и информирование подразумевает концентрацию внимания пациента на этом моменте. Например, открытую мазь даже при хранении в холодильнике через полгода можно смело выбросить, так как она однозначно перестанет отвечать требованиям по микробной обсеменённости.

Фармацевтическое консультирование при отпуске лекарственных средств также подразумевает предупреждение несовместимостей. Например, некоторые безрецептурные суппозитории для лечения геморроя снижают эффект гипотензивных лекарственных средств. Это актуально, ведь люди в возрасте за 50 практически всегда страдают гипертонией и лечатся, у них же геморрой — одна из частых проблем.

Таких примеров много. И чтобы предположить и выявить подобные моменты, фармацевтический работник должен быть настоящим профессионалом.

Вы также можете высказать свое мнение по этому вопросу, пройдя опрос на нашем сайте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter