Результаты анкетирования участников программы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО), проведенного Министерством здравоохранения, оказались весьма неожиданными. Действующая система в ее нынешнем виде не устраивает большую часть зарегистрировавшихся на портале НМО медработников.

Последние несколько лет в профессиональном медицинском сообществе ведутся дискуссии по вопросу введения системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, а также аккредитации медработников, дающей право на осуществление профессиональной деятельности.

Высказываются самые разные мнения о том, насколько нужна такая схема, и правильно ли реализуется заявленная концепция. А что думают о системе непрерывного профессионального образования сами врачи и фармацевтические работники, которые уже вступили в систему НМО, зарегистрировавшись на портале Минздрава edu.rosminzdrav.ru, и столкнулись с ней на практике?

Портал НМО

Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования, как подчеркнула министр здравоохранения Вероника Скворцова, является неотъемлемой частью единой государственной системы здравоохранения. Ресурс рассчитан, по сути, для одной группы пользователей – медицинских специалистов. Ключевыми задачами при его разработке являлись создание системы поиска мероприятий в рамках дополнительного профессионального образования, системы планирования и учета образовательной активности, построение персонифицированной образовательной траектории и построение платформы для дистанционного обучения.

Удалось ли достичь этих целей? Опрос, проведенный на образовательном портале Министерства здравоохранения, в котором приняло участие в общей сложности 4276 респондентов, показывает неутешительные результаты.

Как сообщила директор Департамента медицинского образования и кадровой подготовки в здравоохранении Татьяна Семенова, анкета со списком вопросов, посвященным проблемам, связанным с дополнительным непрерывным профессиональным образованием медработников, была доступна в течение 5 дней в открытой части портала, а также в личном кабинете зарегистрировавшегося специалиста

Исследование показало, что большинство зарегистрированных в системе НМО медработников против внедрения предлагаемой системы непрерывного медицинского образования, предполагающей усвоение очных циклов повышения квалификации, а также участие в мероприятиях, проводимых профессиональным сообществом, и освоение дополнительных образовательных модулей.

Так, 42% или 1239 голосовавших, которые уже вступили в систему НМО, считают, что внедрять ее не следует. 30% выступают за ее внедрение, и почти столько же – 28% – пока не определились.

В то же время, стоит отметить, что необходимость изменения традиционной системы дополнительного профессионального образования отметили 39% респондентов, и почти столько же 38% респондентов сообщили, что их в принципе устраивала предыдущая система. 23% или 897 респондентов пока не определились.

Схожие результаты показал и опрос, проведенный в 2017 году ООО «Медицинские информационные решения», в котором приняли участие 3036 медицинских работников. На вопрос: «Удовлетворены ли вы существующей системой повышения квалификации?», которая подразумевает прохождение один раз в течение пяти лет образовательного цикла продолжительностью 144 часа, подавляющее большинство – 66% – респондентов сказали «нет». При этом на вопрос: «Участвуете ли вы в системе непрерывного медицинского образования?», 51% тех же респондентов ответили, что участвуют, 45% заявили, что не участвуют и 4% ответили, что слышат о НМО впервые.

Против в основном молодые

При анализе результатов опроса Минздрава, показавшего, что действующая система устраивает далеко не подавляющее число респондентов, выяснилось, что отношение к необходимости внедрения системы НПО зависит от стажа работы. Чем меньше стаж, тем меньше энтузиазма вызывает новая система.

Так, среди медработников, у которых опыт работы по специальности составляет 5 лет и более, 41% поддерживают ее внедрение. А среди молодых специалистов, стаж которых не превышает 5 лет, согласны работать в системе лишь 19%, а подавляющее большинство из них – 56,1% – выступают против.

«Мы все считаем, что молодежь (и это действительно так), воспитанная на новых цифровых технологиях как в системе образования, так и в жизни; которая не может жить без гаджетов и девайсов, ориентирована на то, чтобы жить в сети. А наши возрастные специалисты, которые составляют костяк отрасли, пугаются интернета и боятся новых технологий. Но наш опрос показывает, что 56% тех, кто имеет стаж менее пяти лет, не хотят непрерывного образования с участием интернет-контента. Зато совершенно иная картина среди лиц, которые имеют стаж более 35 лет», – сообщила Татьяна Семенова.

Причины и решения

Почему же наблюдается такой разброс во мнениях в зависимости от продолжительности работы по медицинской специальности?

По мнению директора Департамента медицинского образования и кадровой подготовки в здравоохранении, ответ на этот вопрос очевиден. Специалисты со стажем менее 5 лет говорят о необходимости сохранения старой системы, потому что ни разу в нее не погружались. От момента получения первого сертификата и первой аккредитации не прошло еще пяти лет, и поэтому старую, традиционную систему они еще не могут оценить в полной мере.

Что же не устраивает сегодняшних пользователей? Большинство из них указывает на то, что необходимо обеспечить взаимозачет между программами и модулями по нескольким специальностям – так считает 41% от общего числа респондентов. Иметь возможность выбора траектории обучения в зависимости от исходного уровня квалификации желают 35% ответивших. Увеличения количества дистанционных программ и модулей желают 46%. Усилить контроль за качеством предоставляемых на портале программных модулей предлагают 15% прошедших опрос.

При этом часть респондентов предложила собственные варианты ответов. Некоторые хотят иметь возможность выбора между традиционной и новой системами. Другие считают необходимым обеспечить бюджетное финансирование коротких программ повышения квалификации. Некоторые высказались за то, чтобы мотивировать работодателя на обучение сотрудника по новой системе.

Вызовы системы НМО

По мнению Татьяны Семеновой, именно в этом заключаются новые вызовы, стоящие перед системой непрерывного медицинского образования, и которые требуют пристального внимания. Для ответа на них необходима доработка и модернизация портала, направленная на придание обучению адаптивности, что позволит на основе анализа ответов составить индивидуальный образовательный план.

Нужен актуальный структурированный и формализованный контент, подкрепленный авторитетными источниками, авторами и действующими нормативными документами, прошедшими экспертную оценку не только профессионального образовательного сообщества, но также профессионального медицинского и фармацевтического сообщества.

Требуется более удобная форма подачи материалов, прозрачный механизм оценки знаний. Следует предусмотреть возможность для пользователя выбирать временные рамки, в которые он желает принципиально изменить уровень своей квалификации, либо подготовиться к аттестации. Также стоит учесть пожелания врачей относительно формы контроля усвоенного материала.

Как подчеркнула Семенова, портал должен предоставлять актуальный обзор научно-образовательных мероприятий, подробную статистику прогресса обучения по различным срезам.

«Задача по достижению этих целей и новые вызовы, которые сегодня стоят перед нами, коснутся каждого из нас, потому что это – колоссальный пласт работы, – сказала Татьяна Семенова, обращаясь к ректорам медицинских и фармацевтических высших учебных заведений. – Создание какой-либо платформы и ее доработка не главное. Самое главное в системе НМО – это контент, та актуальная информация, которая позволит каждому врачу на территории России в тот момент, когда это следует, получить качественную информацию, возможность проверить себя и обеспечить профессиональный рост для оказания качественной и доступной медицинской помощи».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter